Жизнь такова, какова есть и больше никакова

Жизнь такова, какова есть и больше никакова

«Многие жизненные события никогда бы не произошли, если бы не были заранее предсказаны». Эти слова знаменитого итальянского авантюриста Джованни Казанова наилучшим образом иллюстрируют важнейшие события прошлой политической недели. И вновь это хорошо прослеживается на контрасте того, что происходит в России и Украине. А в первую очередь – в отношениях между ними. Именно эти отношения представляют сегодня фокус обширной международной панорамы.

Россия убедительно подтвердила заявленные претензии на лидерские позиции на евразийском направлении. 29 мая в Астане Президенты Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии поставили свои подписи под Договором о создании Евразийского Союза. Произошло то, что уже давно предсказывали трезво мыслящие политики и международные эксперты. И о чем постоянно говорил Глава российского государства Владимир Путин. Но в силу тупого нежелания признавать новые международные реалии противники России предсказывали невозможность такого евразийского объединения. Увы, но таких противников было немало. А в связи с ситуацией вокруг Украины их число увеличилось до неприличия.

Теперь же количество евразийских скептиков может существенно уменьшиться. Тогда как количество евроскептиков резко увеличилось. При чем настолько, что по итогам выборов от 25 мая они проникли в Европарламент, вызвав в рядах европейских либеральных традиционалистов настоящую панику. Похоже, что это явление в Евросоюзе даже затмило результаты выборов украинского Президента. Наверное, от того, что эти результаты были настолько предсказуемы своей украинской «непредсказуемостью», что не вызвали здорового интереса лидеров Европейского Союза. А нездоровый интерес президентских выборов в Украине на Западе демонстрировать как-то не принято. Опять же из-за отношения к России.

Между тем результаты выборов в Европарламент действительно встревожили в первую очередь тех, кто несет основное бремя расходов Евросоюза. Прежде всего, Германии. Убедительная победа французских националистов во главе со своим непримиримым лидером Мари Лепэн не на шутку испугала всех, кто привык формировать европейскую повестку дня на основе антироссийской риторики. Именно евроскептики и европейские националисты пророчат близкий конец Евросоюзу и категорически выступают против включения в него новых членов. При этом они не являются сторонниками применения экономических санкций в отношении России и требуют расширения с ней торгово-экономических отношений.

Как бы там ни было, но выборы в Европарламент четко показали бесперспективность евроинтеграционных устремлений Украины, на которых, как известно, был замешан кровавый киевский майдан. Хотя избранному Президенту Петру Порошенко это не помешает вести Украину по пути усиления ее зависимости от США и их европейских союзников. Именно на это он получил благословление хозяина Белого дома и нет сомнений, что оно найдет свое подтверждение на личной встрече Обамы и Порошенко, запланированной на следующей неделе во время визита американского Президента в Польшу.

Как сообщает интернет журнал vlast.kz, есть во всем этом евроинтеграционном карнавале одно принципиальное положение. Длительное время противниками России утверждалась мысль о том, что создание Евразийского союза абсолютно невозможно без участия в нем Украины. И если быть честным, то в значительной степени такое утверждение соответствовало определённой логике. Без Украины Евразийский союз действительно теряет очень много. Но при одном очень важном замечании – без сильной в экономическом отношении и единой страны в ею прежних административно-территориальных границах. Увы, но это замечание к настоящему времени утратило эту самую важность и уже не имеет принципиального значения.

Во-первых, Украина безвозвратно потеряла Крым в качестве ключевого геостратегического звена для Украины в ее постсоветском измерении и влиянии на расстановку сил на евразийском направлении. Более того, процесс дезинтеграции постсоветской Украины продолжает нарастать и мало кто сомневается в близкой потере дополнительных территорий на Юго-Востоке. Во-вторых, так называемая антитеррорестическая операция киевской хунты против Юго-Востока не только захлебнулась, но и способствует ускорению дезинтеграционных процессов в Украине. Эти процессы уже стали необратимыми и поставили нынешнее украинское недогосударство на грань окончательного распада.

Так что неучастие и попытки противодействия России со стороны Украины в отношении создания Евразийского союза уже не имеет никакого серьезного значения. А часть ее бывших территорий возвращаются в традиционное историческое поле того российского государства, которое по своей сути всегда было притяжением для объединения огромного евразийского пространства. Подписанный в Астане Договор дал старт долговременным процессам для внедрения беспрепятственного передвижения в границах формирующегося Евразийского союза капиталов, рабочей силы и товаров. Нет сомнений, что преимущества такого подхода очень скоро дадут о себе знать, и заставят считаться всех, кто ранее упрямо не признавал такого Союза.

Одним словом, создание Евразийского союза можно без преувеличения считать для Украины точкой отсчета ее неизбежного экономического банкротства. Которое вероятнее всего может быть признанно ближе к октябрю-ноябрю месяцам текущего года. При чем признавать такое придется всем, кто находился и продолжает находиться в плену прежних иллюзий относительно демократичности и подлинной независимости Украины. Как и следовало ожидать, вся практическая политика независимости Украины свелась в конечном итоге к банальному стремлению украинских националистов к «независимости» от ненавистной России. Как оказалось такая «независимость» может быть только мифической и рождаться в воспаленном воображении неадекватно мыслящих политиков.

Особенно наглядно это иллюстрирует ситуация с газовой войной, которую Украина продолжает в отношении России несмотря на все многочисленные предыдущие провалы вокруг этой острой темы. Есть ощущение, что в ближайшие два-три месяца газовая война Украины против России способна достигнуть апогея, после чего можно ожидать ее логического завершения. Разумеется, не в пользу Украины. Похоже, что Евросоюз не намерен жертвовать своими интересами в газовой сфере ради сомнительных националистических целей украинского руководства. В этом смысле мы стоим на пороге принципиально новых взаимоотношений Европы и России, которые попробуют исключить зависимость в этой сфере от капризов и шантажа со стороны непрогнозируемой Украины.

К сожалению, прошедшая политическая неделя принесла нам много неприятных вестей из Донецка и Луганска. Все эти вести противоречат здравому смыслу и вызывают острые чувства горечи и стыда за нынешнюю Украину. Ту Украину, которую мы потеряли. Точнее – это Украина потеряла Крым. Причем навсегда. Мы уже никогда не вернемся в ту Украину, которой доверяли. Ведь нельзя возвращаться туда, где убивают только потому, что кто-то стал решительно не соглашаться с закреплением так называемого украинского интегрального национализма на государственном уровне. Таких по странной для кого-то случайности оказалось больше всего на Юго-Востоке. Хотя для живущих здесь это историческая закономерность, которая рано или поздно должна была заявить о себе громко и непримиримо.

Поражает то, с каким тупым безрассудством убивают не только ни в чем не повинных людей, но и как разрушают объекты, которыми всего лишь каких-то два года назад гордилась вся Украина в канун европейского первенства по футболу. К примеру, здание Международного аэропорта в Донецке. Но еще больше поражает то, с каким мазохистским наслаждением украинские военные разрушают Славянск, одновременно убивая его мирных жителей. Может быть, потому, что Славянск иногда называют столицей украинского сланцевого газа. По принципу: пусть лучше погибнет, чем достанется ненавистным москалям.

И все же, несмотря на весь трагизм происходящего на Юго-Востоке, нужно признать пусть жестокую, но все-таки историческую закономерность. В условиях закрепления в современной Украине националистических настроений на властном уровне неизбежно, к великому сожалению, приношение большого числа жертв во имя избавления от этой политической заразы. Поэтому так важно воспринимать всех погибших на Юго-Востоке не как напрасных жертв, а как вынужденную расплату за освобождение от националистической скверны. И потомки этих событий на Юго-Востоке всегда будут помнить их имена.

Такое восприятие событий на Донбассе и в Луганске имеет чрезвычайно важное значение для понимания подлинных сущностных смыслов возрождения российского государства. А точнее его нового рождения в новых исторических реалиях. Крымчане могут гордиться тем, что это возрождение и рождение Новой России началось именно с Крыма и города-героя Севастополя. Только сейчас мы начинаем понимать истинный и глубинный смысл того, что мы наблюдаем каждый прожитый день в городах и посёлках Юго-Востока Украины. Теперь уже прошлой Украины.

Такие мысли особенно остро давали о себе знать во время прослушивания докладов на состоявшейся 30-31мая в Таврическом национальном университете Международной научной конференции «Россия и Крым: 1000 лет вместе. Памяти академика Б.Д. Грекова». Конференция проведена совместно с руководством и научными сотрудниками Российского института стратегических исследований во главе с директором, кандидатом исторических наук Леонидом Петровичем Решетниковым.

Поражали не только содержание и научная глубина представленных на конференции докладов, но и необычайно высокий уровень патриотического единения московских и крымских ученых к подходам в понимании нашей общей тысячелетней истории. Как будто и не было в наших взаимоотношениях 23-х летней паузы, в ходе которой украинская сторона настойчиво навязывала войны исторической памяти. К счастью одних и несчастью других эти войны не разрушили фундаментальные основы нашей общей истории и сегодня мы имеем прекрасную возможность заново ее переосмыслить, чтобы лучше представлять пути интеграции Республики Крым в политико-правовое пространство Российской Федерации.

По ходу конференции четко прозвучала одна очень поучительная и взаимно полезная для всех присутствующих истина: интеграция Крыма в Россию может быть успешной лишь в том случае, если этот процесс будет двусторонним. Эта казалось бы простая мысль, к сожалению, еще не стала достоянием как крымских управленцев, так и многочисленных представителей федеральных органов управления. Зачастую они упрощают этот процесс и сводят все лишь к административным методам принуждения Республики Крым к законодательству РФ. А на самом деле этот процесс гораздо сложнее и многограннее.

Чрезвычайно важно помнить, что Крым всегда имел свой полуостровной код цивилизационного развития, в результате чего накоплен бесценный крымский опыт мирного добрососедства, издавна проживавших на полуострове многочисленных народов и этнических групп. Это позволило сформировать особую полуостровную региональную идентичность гордо именуемую как «крымчанин». Не случайно это понятие даже закреплено решением крымского парламента, который наделен правом присвоения высшего звания «Почетный крымчанин» за особые заслуги перед Крымом.

Понятие «крымчанин» не является чем-то мифическом, как это пытались представить националистические защитники унитарной модели Украины. На самом деле это особый внутренний мир для тех, кто ощущает себя истинным крымчанином. Благодаря таким ощущениям мы сохранили автономный статус Крым в составе «незалежной» Украины, что не позволило растворить крымчан в агрессивной среде украинского национализма. Благодаря ощущениям крымчанина удалось, в конце концов, сохранить на полуострове ту особую психологическую атмосферу, которая обеспечила ошеломляющий результат на Всекрымском референдуме 16 марта, что и привело нас всех в Россию.

Теперь очень важно не растворить патриотическое ощущение крымчанина в административных потоках интеграционных процессов. А это требует определенного мужества со стороны крымского руководства в отстаивании особого статуса Крыма в качестве важнейшего субъекта Российской Федерации. Мы все должны научиться искусству наполнения реальной субъектности Республики Крым вместо декларативной автономности в составе унитарной Украины.

При этом нужно убедить федеральные власти в том, что это не имеет ничего общего с так называемым сепаратизмом, как привыкли воспринимать Крым в Украине. Так же как это нельзя считать региональным эгоизмом, который способен нанести вред российской государственности. Наоборот. Поддержка на федеральном уровне всего того, что крымчане привыкли называть крымскостью, способно не только обогатить Российскую Федерацию богатейшим опытом толерантного отношения к другой культуре и языку, но и придать новые смыслы процессу развития российской государственности. Ведь сама Россия сегодня нуждается в этом не меньше, чем Крым.

Очень хорошо по этому поводу высказался Директор РИСИ Леонид Решетников: «Россия должна вернуться в Россию». Подлинный смысл этих слов еще предстоит осознать всем, кто хочет разобраться в том, что происходит в Украине и России после воссоединения Крыма. Именно Крым обнажил всю глубину раскола массового сознания на «своих» и «чужих». Крым стал своеобразным маркером деления людей на «патриотов» и «сепаратистов». «Силовиков» и «террористов». При этом каждая сторона вкладывает в это свой диаметрально противоположный смысл.

Впрочем, в этом нет ничего нового. Еще Екатерина П в свое время метко заметила: «Ума не имеет тот, кто позорит присоединение Крыма к России». Нам остается лишь помнить, какое бурное развитие получили тогда Россия и Крым. Поэтому не будем сожалеть о тех, кто позорит сегодня воссоединение Крыма с Российской Федерацией. Лучше будем приветствовать все, с чем мы расстаемся по дороге в будущее. С 1 июня мы расстались с украинской гривней и окончательно перешли на рублевые расчеты. Рубль всегда согревал воображение более тепло, чем даже доллар. Так что будем надеяться на приток в Крым такого количества российских рублей, которого хватит обогреть всех желающих. В конце концов, лето – это не тогда, когда тепло, а тогда, когда есть деньги в кармане.

 

Александр Форманчук