Жизнь теряет смысл, когда смысл есть, а жизни нет

Жизнь теряет смысл, когда смысл есть, а жизни нет
«Национализм – это коллективная форма мании величия». Подлинный смысл этой фразы российского публициста Артура Васильева все более отчетливо демонстрируют нам события прошлой политической недели. Вот только жаль, что каждая из противоборствующих сегодня сторон, как в Украине, так и в отношениях между Россией и Украиной, трактует смысл этого афоризма по-своему. Что лишь нагнетает текущую ситуацию и напрямую способствует эскалации насилия внутри гражданского населения Юго-Востока Украины. В чем мы еще раз убеждались по ходу событий на минувшей неделе.
Прежде всего, сказанное нам ярко продемонстрировали толкования результатов референдума в Донецкой и Луганской областях. В очередной раз мы столкнулись здесь с заведомо скоординированной ложью украинских националистов всех мастей, представленных в структурах новых киевских властей. Эта ложь упорно культивируется в двух направлениях. Первое связано с целенаправленным формированием образа жителей Юго-Востока Украины в качестве национально «несвидомых» сепаратистов и террористов, у которых на уме лишь неистребимое желание разрушить территориальную целостность украинского государства. При чем только по заказу «коварного» Кремля. Разумеется, численность таких «убогих» жителей сознательно занижается, что заранее ставит под сомнение степень их волеизъявления не в пользу украинского унитаризма. Хотя степень их сопротивления Киеву растёт и тот никак не может победоносно завершить так называемую антитеррористическую операцию. 
А второе направление отражает маниакальное стремление украинских ультра-националистов построить самую «сильную и эффективную» в Европе национальную державу на «развалинах» ненавистной Российской империи. Пришедшие в Киеве к власти националистические силы ежедневно вбивают в головы жителей страны мысль о неизбежном развале Российской Федерации сразу, как только бескомпромиссный и «кровожадный диктатор» Путин покинет кремлёвский олимп в 2018 году. Как будто россияне только и способны, что жить по указке царей, вождей и диктаторов.
Тогда как, мол, украинцам свойственно жить по лекалам западной демократии и противостоять на этой основе имперским устремлениям современной России. Таким образом, историческую миссию Украины властные украинские националисты видят лишь в качестве «похоронной команды» ненавистного российского имперского государства. Именно в таком качестве Украина нужна США и их союзникам по объединенной Европе. За это они готовы компенсировать все финансовые и прочие риски нынешних киевских властей.
Обозначенные направления образовали настолько глубокую пропасть между Киевом и Юго-Востоком страны, что она ввергла миллионы людей в выяснение отношений силовым способом. В результате Украина все больше погружается в состояние гражданской войны, которая неизбежно завершится развалом унитарного украинского государства. В отличие от федеративного российского государства, которое на фоне развала Украины обретает новое историческое дыхание в возрождении своего былого величия. И пример воссоединения Крыма с Россией является лучшим доказательством этого вывода. Подавляющее число российских граждан восприняло этот акт в качестве обнадёживающего сигнала к собиранию под двуглавым орлом Российской империи ее исторических земель. Такая политика всегда будет иметь поддержку всех народов, издавна населяющих Россию. В конце концов, это единственный способ их выживания в условиях стремительной глобализации современного мира.
Эти два взаимоисключающих политических процесса в своем развитии переживают ныне лишь начальную стадию, и вероятнее всего будут определять отношения между Россией и Украиной как минимум ближайшее десятилетие. Поскольку они представляют важный фактор нарастающего противостояния между западным и евразийским глобальными проектами, лидерами которых позиционируют себя США и Россия. Это противостояние также находится в начальной стадии и пока еще не имеет долговременной и четко оформленной стратегии. Так со стороны Запада на сегодня все сводится к применению жестких санкций в отношении российского бизнеса с целью вымывания крупных зарубежных инвестиционных проектов. Так по оценкам некоторых международных экспертов территорию Российской Федерации уже якобы «покинули» западные инвесторы с общим капиталом в 220 миллиардов американских долларов.
Подобные оценки лишь подогревают националистические страсти новых киевских властей к эскалации насилия против жителей Юго-Востока под флагом так называемой антитеррористической операции. Выдавая её за проявление высшей национальной справедливости в становлении «новой послебандитской» Украины. В конечном итоге подобная политика полностью исключает возможность так называемого всестороннего диалога в виде общенационального «круглого стола». Что и более чем наглядно показала прошлая политическая неделя.
 
Попытка такого «круглого стола» в Киеве в очередной раз доказала несостоятельность сложившихся на сегодня политических сил договариваться по вопросам дальнейшего государственного строительства. Всё сводится не к строительству, а к принуждению тех, кто не вписывается в представления нынешних киевских властей о желательных для них моделях государственного устройства. А поскольку Юго-Восток страны никак не представлен в киевских коридорах власти, то его жители вынуждены защищать свои интересы силовым способом. Лишь таким способом они рассчитывают заставить киевские власти не просто их услышать, а пойти на признание их требований вполне законными и справедливыми.
Увы, но попытка «оживить» так называемый «общенациональный» «круглый стол» через его перенос в Харьков также не принесли желаемого для киевских властей эффекта. Дискуссия как всегда не получилась, и все вылилось в привычные накачки оппонентов украинских националистов в плане их запугивания и принуждения к принятию и защите унитарной модели украинской государственности. Которая как бы является единственно приемлемой для всех без исключения жителей разноликой Украины. В качестве главного аргумента выдвигается, разумеется, необходимость их сплочения вокруг «беспощадной» борьбы с ненавистной путинской Россией. Только такая борьба якобы способна сформировать единую украинскую политическую нацию, которая сможет, наконец, «родить великую и единую» Украину. Все эти маниакальные бредни активно поддержали также и экс-президенты Украины Леонид Кравчук и Леонид Кучма. Похоже, что им до сих пор не даёт покоя мнимое «величие» президентского титула «великой» Украины. Поэтому ничего не остаётся, как поддерживать имидж умудренного государственного деятеля несостоявшегося украинского государства.
Поражает то, как нынешний правящий киевский клан стремительно теряет последние возможности для федерализации Украины, чтобы сохранить ее территориальную целостность в нынешних административных границах. Разумеется, уже без Крыма. Все идет к тому, что после проведения президентских выборов 25 мая такая возможность будет утрачена окончательно. И сохранить современную Украину можно будет уже не на федеративных, а лишь на конфедеративных условиях. Но это произойдёт тогда, когда вслед за Донецкой и Луганской Народными Республиками подобные государственные образования будут провозглашены на других территориях Юго-Востока. Такие будущие реалии хотя бы теоретически еще могут предоставить возможность заключения договоров между Киевом и  самопровозглашенными республиками на принципах конфедерации. Украина таким образом может сохраниться как конфедеративное государство при соответствующих международных гарантиях со стороны главных мировых игроков. Включая, естественно, Россию.
Если же и эта возможность будет тупо проигнорирована и бездарно утрачена, то нынешнюю Украину ждёт неизбежный и окончательный распад. При этом такой распад опять же потребует жесткого контроля со стороны международного сообщества. И опять же при участии России. Если, конечно, оно не захочет расползания украинского неонацизма по странам благополучной Европы. Ведь там тоже наблюдается усиление националистических тенденций, которые могут получить закрепление по итогам выборов в Европарламент 25 мая. Есть что-то подозрительно мистическое в том, что эти выборы состоятся в один день с президентскими выборами в Украине. Впрочем, вся нынешняя политическая жизнь в Украине напоминает сплошную мистику.
В том числе и упрямое желание разыграть крымскотатарскую карту в интересах мифического украинского государства. Уже никто не сомневается, что Киевская власть пытается создать в «аннексированном» Крыму свою «пятую колону» в лице той части крымских татар, которые готовы последовать за своим «несгибаемым» лидером Мустафой Джемилевым. Именно в этом контексте и разыгрывается крымскотатарская карта. При чем разыгрывается все более активно и на самом высоком уровне. Что ярко продемонстрировали события вокруг 70-летия депортации крымских татар.
Как и следовало ожидать, Мустафа Джемилев объявил собственную войну России и лично Президенту Владимиру Путину, демонстративно проигнорировав состоявшийся факт вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. О чем он многократно заявлял во время своих многочисленных поездок в США и страны Евросоюза. И что не один раз подтверждал на украинских телеканалах в качестве народного депутата Украины. Естественно, что такая его «война» не могла оставаться незамеченной Российской Федерацией, запретившей ему въезд на ее территорию. Включая, разумеется, родной для него Крым.
В этом плане нужно отдать должное Мустафе Джемилеву за проявленную последовательность в выражениях своего личного негатива к России и Президенту Путину, а также за его давнюю и постоянную приверженность идеям украинских национал-радикалов. Здесь, как говорится, нет ничего нового и неожиданного. Новое может состояться тогда, когда станет понятным какая часть крымских татар готова пойти вслед за Джемилевым по тропе «войны» с Россией. Именно это и должна была показать ситуация с проведением траурных мероприятий, посвященных 70-летию депортации крымских татар.
Ход подготовки к этим мероприятиям четко показал истинные цели Мустафы Джемилева и, по крайней мере, значительной части меджлиса в использовании этой исторической даты. Очень быстро стало ясно, что Джемилева и его сторонников меньше всего волновали сами траурные мероприятия. Которые, кстати, были проведены руководством Республики Крым на должном организационном уровне и при личном участии Главы Республики Сергея Аксенова.
Как и предполагалось обеими сторонами, камнем преткновения между крымскими властями и меджлисом стало разное понимание целей и задач  митинга на площади Ленина в центре Симферополя. Этот митинг традиционно использовался меджлисом для выражения протестных настроений крымских татар на конкретный момент его проведения. К примеру, в прошлом году такой митинг был проведен под знаком борьбы с крымским премьером Анатолием Могилевым, чье желание не признавать меджлис, было тут же объявлено «геноцидом» крымских татар.
Совсем нетрудно было догадаться, какое протестное выражение мог бы получить митинг крымских татар на площади Ленина в этом году. Если бы он, конечно, состоялся. Ему заранее отводилась роль массового протеста крымских татар против «аннексии» Крыма Россией, что четко вписывалось не только в далеко идущие планы Мустафы Джемилева, но и новых киевских властей. Не говоря уже о так называемом мировом сообществе, которое трепетно ожидало телевизионную картинку о митинге всего крымскотатарского народа, борющегося за своё национальное самоопределение в составе унитарной Украины, а не отнюдь не в составе федеративной Российской Федерации.
Поэтому для руководства Республики Крым решение проблемы митинга крымских татар в новых исторических условиях было очень непростым и стало по своей сути тестом на способность проявлять политическую волю в интересах российского государства, а не идти на поводу майданных настроений Мустафы Джемилева и меджлиса. Всю прошедшую неделю это было главной информационной интригой, толкование которой носило противоречивый характер и сопровождалось прогнозированием многочисленных вариантов развития ситуации. При этом мало кто верил, что митинг на площади Ленина не состоится. Многие ждали, что пройдет  вопреки соответствующему Указу Сергея Аксенова.
Тем более, что официальный Киев всячески подогревал ситуацию и провел траурное заседание, посвященное 70-летию депортации крымских татар во дворце «Украина». Чего не наблюдалось в лучшие времена новейшей украинской истории. В заседании даже принял участие небезызвестный симпатик украинских национал-радикалов и Мустафы Джемилева еврокомиссар Штефан Фюле. Сам Мустафа настолько растрогался таким вниманием, что выразил надежду на то, что следующую годовщину депортации крымские татары будут отмечать в освобождённом Крыму. А мировое сообщество окажет твёрдое содействие в обретении долгожданной государственности крымских татар в виде национально-территориальной автономии в составе сильной и суверенной Украины.
Таким образом, мы стали свидетелями очередного парадокса украинской политики, когда новые киевские власти в свойственной для себя манере выдали желаемое за действительное, старательно подогревая ситуацию агрессивной политической риторикой. В такой непростой обстановке Сергею Аксёнову всё же удалось перевести эту дату в спокойное русло чисто траурных мероприятий, отвечающих самому духу этого драматического события в жизни всех крымских татар. В симферопольском микрорайоне Ак-Мечеть собралось порядка пяти тысяч крымских татар, проживающих в южной столице и симферопольском сельском районе, и в спокойной обстановке провели свой ритуал памяти по тем своим соотечественникам, кто не дожил до этой исторической даты. Аналогичные траурные митинги состоялись практически во всех других городах и райцентрах Республики.
 
Отныне больше нет никакого смысла возвращаться к проведению протестных митингов на главной площади Симферополя. Настало время для внедрения новых традиций в проведении мероприятий 18 мая. Прежде всего,  это дата уважения к исторической памяти крымских татар, которая требует тишины и бережного отношения ко всем, кто хочет быть причастным к этой памяти. В первую очередь меджлиса. Не исключая при этом государство и представляющих его властей всех уровней. В этом смысле российское государство преподало всем хороший и поучительный урок. Начиная, с Владимира Путина, который встретился накануне с представителями крымскотатарского народа в Сочи. Эта встреча имела принципиальное значение для тональности всех последующих мероприятий к 18 мая.
И заканчивая мэрами крымских городов и главами районных госадминистраций, обеспечивших порядок на местах. Еще раз нужно отдать должное Сергею Аксенову, проделавшему огромный объем работы и взявшему на себя всю полноту политической ответственности за возможные  риски. Не будем забывать, что эту ответственность также разделили Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов и Полномочный Представитель Президента Российской Федерации в Крымском Федеральном округе Олег Белавенцев. Будет также справедливо, если мы назовем имя Вице-премьера Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака, принявшего активное участие в анализе складывавшейся ситуации и выработки адекватных ей решений.
Можно с уверенностью говорить о том, что Республика Крым успешно сдала еще один очень важный экзамен на непростом пути интеграции в политико-правовое поле Российской Федерации. Хочется верить, что многие крымские татары, в том числе и представленные в меджлисе, также извлекут правильные и нужные выводы из этого урока. Нужные, в первую очередь, самим крымским татарам. И нужные для того, чтобы, наконец, преодолеть комплекс исторического испуга и национальной неполноценности и выйти на новый уровень возрождения духовных и культурно-языковых традиций крымско-татарского народа. А этого можно достичь лишь на принципах конструктивного сотрудничества с властями всех уровней.
Поэтому будем надеяться, что мания величия отдельных лидеров национального движения крымских татар не перерастет в ее коллективную форму. Во всяком случае, 70-летие депортации крымских татар наглядно показало, что такое вполне реально.   
 
Александр Форманчук