В нынешнем курортном сезоне неприятно удивил «веревочный бизнес», но порадовали туристические новинки

Подводить итоги курортного сезона-2015 еще рано. Тем не менее, о некоторых результатах можно говорить уже сегодня.
О предварительных итогах сезона, о его особенностях, а также о планах Министерства курортов и туризма  корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал АНДРЕЙ СУМЦОВ.

– Андрей Анатольевич, в преддверии курортного сезона туроператоры прогнозировали в Крыму из-за экономического кризиса спрос на отдых высокого и низкого ценового сегмента, переток отдыхающих из-за ценовой политики хотельеров в частный сектор, спрос на детский отдых, увеличение количества отдыхающих. Какие из этих прогнозов подтвердились?
– Несмотря на мировой экономический кризис, в туристический бизнес в Крыму проходит достаточно успешно, хотя и наблюдается небольшое снижение количества отдыхающих. Но эта тенденция характерна для многих туристических стран. Многие владельцы гостиниц и баз отдыха вначале сезона активно участвовали в тематических бизнес http://biznet.kiev.ua форумах и сумели создать выгодные предложения отдыхающим. Это повышения комфортабельности номеров, сопутствующие услуги, аниматоры.
Прогноз по востребованности отдыха высокого и низкого ценового сегмента действительно подтвердился. Так получилось, что в нынешнем сезоне средний класс у нас «выпал» из-за кризиса в банковской системе страны. Средний класс в настоящее время вынужден работать на кредиты, а на отдыхе экономить. Люди с высоким материальным достатком предпочитают отдыхать в Ялте и Алуште, с низким – в Евпатории и Черноморском районе.
При этом российские туристы по-прежнему едут отдыхать в Крым. Так, по данным автоматической системы подсчета въезжающего транспорта на Чонгаре, две трети отдыхающих – граждане Украины, остальные – россияне, белорусы, жители Прибалтики.
Оправдался и прогноз по детскому отдыху: родители не стали экономить на оздоровлении своих чад. Детские здравницы в Крыму заполнены на уровне прошлого года, а в некоторых регионах –  даже выше показателей прошлого года. 
Нельзя сказать, что в этом году произошел переток отдыхающих из отелей и гостиниц в частные мини-пансионаты. У каждого сегмента баз размещения своя категория клиентов. И вряд ли тот, кто привык отдыхать в отелях, переместится в частный сектор.

– Андрей Анатольевич, можете назвать какие-то особенности нынешнего курортного сезона? Было ли что-то такое, что удивило Минкурортов?
– Удивил «веревочный бизнес».

– Это как?
– В этом году Госадминистрация парков установила плату за проход через территорию Ливадийского парка к Ливадийскому музею. В результате этой меры на 19% сократилось посещение Ливадийского дворца. Мы это называем «веревочный бизнес». Госадминистрация парков не думает, что во время кризиса надо не палки в колеса вставлять и огораживать объекты отдыха веревками, а прийти к консенсусу и сплоченно работать.

– Это негативная особенность нынешнего сезона. А позитивные?
– Открытие единственного в мире музея катастроф на воде в поселке Малореченском, ледового шоу «Ялта ICE», а также магазина-музея дегустации вина в Евпатории и музея сестер Цветаевых в Феодосии.

– Получается, что, несмотря на кризис, Крым смог предложить отдыхающим туристические новинки и разнообразную культурную программу.
– Несомненно. Культурная программа этого сезона была насыщенной, все намеченные городами и районами культурно-зрелищные мероприятия были выполнены: фестиваль «Боспорские агоны», фестиваль украинской книги, ежегодный праздник «Гринландия» и т.д. В сентябре в Ялте запланировано проведение традиционного ежегодного этапа Кубка Европы Yalta rally и кинофорума «Вместе».

– Учитывая нынешний непростой курортный сезон, на что, на Ваш взгляд, необходимо обратить внимание при подготовке к следующему?
– Следующий год, по прогнозам экспертов, будет труднее этого. Для того чтобы Крым выглядел конкурентоспособным на фоне других мировых курортов, нашим базам размещения необходимо подумать об улучшении сервиса и соответствии качества предоставляемых услуг и цен. Также регионы должны продолжить работы по улучшению инфраструктуры крымских курортов.
В свою очередь Министерство курортов и туризма планирует продолжить рекламно-информационную работу: установить на набережной Ялты камеры (чтобы в режиме он-лайн показывать происходящее там). Помимо того, мы намерены улучшить информационное обеспечение работы наших курортов: создать сайты, на которых люди смогут получить информацию о заполняемости баз размещения, уровне комфортности и ценах на услуги, температуре воды и воздуха. 

– Кстати, о рекламном обеспечении крымских курортов. В связи со сложной экономической ситуацией не сократится ли объем средств, выделяемых из республиканского бюджета на рекламу курортов?
– Надеемся, что депутаты  пойдут нам навстречу. Ведь курортно-туристическая отрасль – одна из главных источников наполнения бюджетов всех уровней. У нас есть продукт, и его надо продавать, нам необходимо сделать ставку на рекламу.

– И последний вопрос: где Вы предпочитаете отдыхать?
– В Крыму. Особенно люблю ЮБК. Я решил обойти его пешком: мыс Айя, Боткинская и Штангеевская тропы.
Первое мое знакомство с Крымом (родился я в Киеве) произошло в детстве: с родителями отдыхали в Николаевке. Второе, более осознанное, – в 2006 году. Тогда полуостров поразил меня своим разнообразием: из Ялты выехал – солнце, проехал через Алушту – туман, а в Симферополе – снова солнце. Каждый раз я по-новому открываю для себя Крым.

Подготовила Юлия Суконкина