ВЛАДИМИР КАВРАЙСКИЙ: Автономия готова к новому учебному году, несмотря на проблемы в отрасли образования

Для одних конец лета – это завершение отпуска, прощание с морем и просто смена сезонов, для других – начало нового учебного года.
О том, как он стартует в АРК, готовности учебных заведений к приему учащихся, проблемах отрасли корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал первый заместитель министра образования и науки АРК ВЛАДИМИР КАВРАЙСКИЙ.

– Владимир Юрьевич, все ли крымские школы готовы к началу нового учебного года?
– Да, все. По крайней мере, в части готовности зданий и сооружений особых проблем возникнуть у нас не должно. Текущие ремонты выполнены во всех учебных заведениях, а капремонты продолжаются, причем выполняются работы, которые связаны с подготовкой к отопительному сезону. Однако это не помешает начать учебный год, и в сентябре подготовка к холодам будет завершена. Кроме того, во всех городах и районах проводится смотр-конкурс на лучшую подготовку учебных заведений. Для этого созданы специальные комиссии.
Говорить о том, что где-то что-то не готово, у нас нет оснований.

– Решен ли вопрос с организацией подвоза детей к школам?
– На заседании коллегии Минобразования Украины были озвучены некоторые цифры. И меня удивило то, что в ряде областей подвоз либо не осуществляется, либо осуществляется за счет родителей.
Руководство АРК очень серьезно относится к этому вопросу. У нас, несмотря на большое количество школьников, нуждающихся в подвозе (около 17 тыс.), он обеспечивается практически на 100%. Конечно, бывают и срывы (например, выходит из строя транспорт), но для автономии они действительно ЧП!
Да, у нас устаревший автобусный парк, машины эксплуатируются довольно длительное время. Поэтому мы очень надеемся, что в текущем году будет полностью реализована программа «Школьный автобус», и будет получен не один десяток новых автобусов.

– Обеспечат ли школьников горячим питанием?
– Пока что у нас возникают определенные проблемы в некоторых регионах Крыма в этом вопросе, но в целом ситуация более или менее стабильная.
Конечно, еще есть вопросы, например, со стоимостью питания: чем и насколько качественно можно кормить ребенка на 2,5 грн? Ведь мы говорим не просто об организации питания, а и о необходимости привести его к соответствующим натуральным нормам.
Мы владеем информацией практически обо всех организаторах питания. В Симферополе, например, этим вопросом занимается комбинат школьного питания, в большинстве районов – различные арендаторы (как частные лица, так и организации общепита). Но сложность в том, что у нас не хватает специалистов из числа тех, кто мог бы контролировать качество приготовления блюд и процесс соблюдения всех технологий.

– Хватает ли Крыму учителей?
– Вот уже который год подряд мы начинаем учебу без вакансий. В АРК фактически по всем предметам готовятся педагоги. Некоторые СМИ и представители общественных организаций упрекают нас в том, что у нас в школах не хватает учителей украинского языка. Это неправда! В свое время такая проблема действительно была, и поскольку ТНУ им. Вернадского сам не мог полностью обеспечить педагогами, то два наших республиканских педвуза – в городах Ялте и Симферополе – были пролицензированы и аккредитованы по специальности «украинский язык и литература».
Есть, конечно, моменты, которые нас не устраивают (когда, например, некоторые педагоги не имеют соответствующего педагогического образования или дефицит учителей информатики), но говорить о какой-то катастрофической нехватке мы не можем.

– Владимир Юрьевич, что Вы скажете по поводу материально-технического обеспечения школ?
– Это одно из самых слабых звеньев. Вопросы с пополнением кабинетов учебно-методическими пособиями, приборами, лабораторным оборудованием (особенно по физике, химии, биологии) решаются значительно хуже, чем проблемы отопления, освещения и т.д.
Много можно говорить о профильном обучении, но какое может химико-биологическое обучение, если в кабинете в лучшем случае имеется 2-3 реактива из всех необходимых для выполнения программы? А ведь профильное обучение означает куда более детальное изучение материала. Это также касается физики, языков и литературы. Долгое время не пополнялись школьные библиотеки, поступают только учебники.
В настоящее время мы планируем при поддержке Верховной Рады и Совета министров АРК принять программу оснащения учебных кабинетов.
Кстати, в нынешнем году можно сказать, что учебниками на 100% обеспечены 1 – 8 классы. В 10-х и 11-х проблем тоже не должно быть, а вот с литературой для девятиклассников – проблема. Пока мы получили лишь около 22% учебников для 9-х классов.
И небольшим утешением является то, что материалы первых параграфов учебников размещены в Интернете.

– Как продвигается в Крыму процесс перехода общеобразовательных заведений на профильное обучение?
– Теоретически мы имеем наработки, чтобы перейти на профильное обучение. Мы не допускаем необдуманного роста профильных классов. Сейчас их чуть более 60%. Я считаю, что это вполне нормально, если учесть, повторюсь, что учебно-материальная база оставляет желать лучшего. Ведь часто получается, что есть учитель, но нет базы, и наоборот.
При выборе профиля нужно, чтобы совпали желание школьника, его склонности и способности. Очень часто в этот вопрос вмешиваются родители ученика, и это видно по регистрации на ВНО: абитуриент был в гуманитарном профиле, а теперь хочет идти на математический факультет. Да, это право ученика, но насколько он готов?
В общем, здесь достаточно много спорных моментов, поэтому мы не форсируем процесс. Хотя 2010-й – это год третьего этапа перехода на 12-летний срок обучения.

Подготовила Анна Пестрикова