ГРИГОРИЙ ДЕМИДОВ: Чтобы улучшить благосостояние граждан надо просто реализовывать основные принципы Декларации о госсуверенитете

Двадцать лет назад была принята Декларация о государственном суверенитете Украины. Об истории возникновения документа, значении и актуальности в настоящее время корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал непосредственный участник этого события – народный депутат Украины I созыва, заслуженный юрист Украины и Крыма ГРИГОРИЙ ДЕМИДОВ.

– Григорий Викторович, вы участвовали в процессе разработки и принятия Декларация о государственном суверенитете Украины. По прошествии нескольких десятилетий, как Вы можете оценить результаты этого решения украинских народных избранников?

– Для того чтобы понять важность принятия Декларации, надо напомнить, что 20 лет назад остро встал вопрос о реформировании Советского Союза. Республики приняли декларации о суверенитете, добиваясь перераспределения властных полномочий между ними и центром.
Ранее формирование и исполнение бюджетов республик ставились под контроль Союзного центра, тогда как союзный бюджет не был подконтролен республикам. То есть центр распределял все доходы, которые создавались страной, по своему усмотрению. В том числе, – на помощь странам, освободившимся от колониализма. В то время как наши люди жили очень скромно. С этого и начались проблемы.
В связи с этим декларации были призваны расширить самостоятельность органов власти в регионах при решении вопросов своего социально-экономического, культурного и политического развития. Декларации были приняты в связи с подготовкой заключения нового Союзного Договора, однако его подписание было сорвано ГКЧП – союзная «верхушка» отказалась реформировать государственное устройство СССР, поэтому он распался.
Сейчас нужно формировать СНГ, в котором все государства будут равноправны. Так, органы Содружества должны быть подконтрольны странам – членам СНГ.

– Какие Вы видите плюсы и минусы Декларации сегодня? Хотели бы Вы в ней что-либо изменить?

– В Декларации и сейчас менять ничего не нужно, потому что она определяла параметры экономической и политической самостоятельности, что необходимо для любого государства. Страна должна сама определять свой бюджет, вопросы социально-экономического развития, а не плясать под диктовку кого-то сверху. В документе нечего корректировать, надо просто реализовывать его основные принципы. Хотелось бы, чтобы люди понимали, что Декларация принималась не из-за каких-то националистических заморочек, а для того, чтобы улучшить благосостояние населения, создать такие эффективные механизмы государственного управления, которые бы позволили решать вопросы социально-экономического развития.
И вот именно эти моменты нужно дожимать. То есть необходимо продолжать реформы, которые были бы направлены на повышение уровня жизни людей.
Сегодня местные бюджеты не имеют средств, потому что все сосредотачивается в Киеве, как раньше в Советском Союзе сосредотачивалось в Москве. И центр решает, сколько кому дать. Это ненормальная схема.

– Как опытный юрист, можете сказать, соблюдаются ли права автономии в Украине?

– Несмотря на все трудности, мы создали современную систему регионального самоуправления. И это – большой плюс. Однако все затормозилось на тех же проблемах. Бюджетным кодексом за местными бюджетами, в том числе АРК, закреплена мизерная часть средств, поэтому мы не можем самостоятельно решать вопросы своего развития. Тогда как в Конституции АРК мы заложили европейскую модель регионального самоуправления – очень совершенные нормы бюджетных отношений. То есть опять же, нужна реформа бюджетной, налоговой систем. И сейчас как раз идет речь о новом бюджетном, налоговом кодексах, о втором этапе конституционной реформы. Это, собственно говоря, и есть реализация декларации.

– Как Вы оцениваете нынешнюю политико-экономическую ситуацию в Крыму?

– Она напряженная, и связано это с несоблюдением принципов организационной самостоятельности автономии. Поэтому решая вопросы, касающиеся Крыма, киевская власть должна все-таки учитывать Конституцию АРК.

Подготовила Надежда Шарова