Развитие экономики любого государства и его регионов во многом зависит от того, насколько успешно выполняется главный финансовый документ страны – бюджет.
О том, с какими финансовыми результатами Крым встретил второе полугодие, корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал министр финансов республики ПАВЕЛ ТОКАРЕВ.
– Павел Владимирович, каковы финансовые итоги Крыма за первое полугодие? Выполняется ли бюджет?
– За первое полугодие в общий фонд Сводного бюджета Крыма поступило 1403,7 млн грн налогов и сборов, а в специальный фонд местных бюджетов – 344,5 млн грн. По этим показателям у нас идет перевыполнение на 1% и 23% соответственно. То есть, перевыполнение бюджета у нас есть, и это очень радует.
– Как Вы думаете, благодаря чему?
– В первую очередь благодаря тому, что работает акцизная программа. У нас ведь около половины всех доходов республиканского бюджета идет от акциза, а он сейчас в крымскую казну поступает в полном объеме и даже перевыполняется. Кроме того, стоит учесть и налог с доходов физических лиц, план по его поступлению тоже превышает прогнозные показатели.
– А над проектом бюджета на 2011 год уже работаете?
– Безусловно. Сейчас проводится предварительная работа по формированию бюджета на 2011 год, мы в этом вопросе тесно сотрудничаем с Киевом. Кроме того, Председатель Совета министров АРК Василий Джарты поручил органам исполнительной власти подготовить прогнозы по поступлению доходов и обоснования по расходам бюджета следующего года.
– Как Вы думаете, будет ли по итогам первого полугодия перераспределение средств, дополнительное выделение денег на какие-либо статьи расходов?
– Думаю, что нет. Ведь государственный и местные бюджеты были приняты поздно, и мы фактически стали жить по постоянной росписи только с 1 июня. Все средства аккумулируются на счетах, чтобы обеспечить полные выплаты заработных плат и отпускных, в первую очередь педагогическим работникам.
– Изменения, которые планируется внести в Бюджетный и Налоговый кодексы Украины, позволят оставлять в крымском и местных бюджетах значительную часть поступлений, которые раньше уходили в Киев?
– По Налоговому кодексу прогнозировать еще что-то рано – он еще не утвержден и к нему внесено много поправок. Бюджетный кодекс принят, но не подписан. При этом каких-то глобальных изменений и перераспределений не произойдет. Так, из Госбюджета на места будут переданы 11 сборов и платежей. Например, в Крыму будет оставаться 50% от платы за пользование недрами и природными ресурсами общегосударственного значения, некоторые виды лицензий и так далее. В то же время из Крыма будут уходить некоторые поступления. В общей сложности, после «обмена» поступлениями в автономию дополнительно будет приходить 1 млн грн, но при нашем миллиардном бюджете – это очень маленькая сумма. На мой взгляд, главное достижение нового Бюджетного кодекса – это закрепление акцизного сбора (кроме нефтепереработки) за бюджетом республики. Это уменьшит зависимость Крыма от Киева.
– Какие предложения внесло крымское правительство в общегосударственную программу по экономическим реформам на грядущую пятилетку?
– Крым много вносил предложений и в сфере привлечения иностранных инвестиций, и в области налогообложения, торговли, и во многих других направлениях. Наше правительство предложило законодательно закрепить за автономией право проводить эксперименты в сфере налогообложения – устанавливать свои новые местные налоги и сборы, а также увеличить существующие. Кроме того, мы предложили механизм легализации частных отелей и пансионатов, от которых в бюджет АРК в настоящее время недопоступают миллионы. Предложили возобновить в курортных регионах специальный торговый патент и многое другое.
– Глава Совмина Василий Джарты недавно рассказал, что в ближайшее время в парламент страны будут внесены законодательные акты, предусматривающие создание в Крыму особого экономического режима для привлечения инвестиций. Эти проекты уже готовы?
– Да, готовы. В настоящее время проект закона Украины «Об особенностях осуществления инвестиционной деятельности на территории АРК» находится на согласовании в центральных органах исполнительной власти. В нем четко расставлены приоритеты развития Крыма. Нам нужно привлекать средства в здравоохранение на базе санаториев и пансионатов, рекреацию, туризм, сельское хозяйство, прочее.
– А для инвесторов в этом законе есть какие-то привлекательные пункты?
– Мы четко взяли курс на привлечение инвесторов в Крым. Для них мы предусматриваем льготное налогообложение, упрощаем процедуру получения земельных участков (организовывая земельные аукционы), создаем единое разрешительное окно в каждом регионе полуострова, чтобы упростить получение документов. Постепенно формируем для инвестора необходимые условия.
– С приходом новой власти бизнес-климат в Крыму улучшился?
– Пока только начал улучшаться, но еще много работы впереди.
– Павел Владимирович, а как Вы относитесь к предложению Постоянного Представителя Президента Украины в АРК Сергея Куницына создать в автономии оффшорную зону? Ведь во многих островных государствах это практикуется.
– На мой взгляд, это неплохая идея. Что плохого в том, что к нам «потекут» дополнительные деньги и возродят банковскую систему? Тогда и банки смогут давать кредиты под меньшие проценты, и, в любом случае, экономика выигрывает. Единственное, мне кажется, что такие льготные зоны для капитала нужно создавать только в некоторых регионах Крыма. Например, в Ялте, Феодосии, Евпатории или другом курортном месте.
– По Вашему мнению, через сколько лет Крым станет таким же богатым на инвестиции местом, как, например, Киев?
– Если удастся реализовать хотя бы 70% тех планов, которые задумало руководство Крыма, то уже совсем скоро. Если создадим единые разрешительные окна и привлечем инвесторов, построим соединяющий мост «Керчь–Кубань», то уже к 2012 году у нас будет с чем сравнивать. Не за горами «Евро-2012», а затем и Олимпиада в Сочи. Эти проекты нас тоже коснутся, а значит, появятся инвесторы и в Крыму.
Подготовила Ольга Колычева