ВИТАЛИЙ НАХЛУПИН: Крымскому правительству пытаются помешать закупить новые троллейбусы для автономии до нового года

На днях были объявлены результаты тендера на закупку 61 троллейбуса для Крымского республиканского производственного предприятия «Крымтроллейбус». При этом один из проигравших участников тендера подал жалобу в Антимонопольный комитет Украины. О том, как скоро автономия все-таки получит новый транспорт, корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал генеральный директор предприятия Виталий Нахлупин.

– Виталий Германович, расскажите о результатах тендера на закупку троллейбусов.
– По результатам тендера, а в нем участвовало 4 компании – ДП «Автосборочный завод №1» «Богдан», ООО «Хюндай Трак», ЗАО «Львовский автобусный завод» и компания «Литан» – победителем определен ДП «Автосборочный завод №1» «Богдан». Троллейбусы этого предприятия полностью подошли Крыму как для работы в городе, так и на сложной горной трассе.

– Известно, что один из участников торгов подал жалобу. В чем она заключается?
– ЗАО «Львовский автобусный завод» пытается через Антимонопольный комитет Украины обжаловать тендер по нескольким пунктам. В частности, завод недоволен условиями проведения тендера. Это очень странно, потому что, в соответствии с законодательством, если участник торгов не согласен с условиями, он должен их обжаловать до начала проведения тендера. Однако ЛАЗ сделал это после вскрытия конвертов и объявления победителя.

– Что конкретно не устроило львовян?
– ЛАЗ считает, что участвующие в торгах ООО «Хюндай Трак» и ДП «Автосборочный завод №1» являются связанными лицами, так как они входят в корпорацию «Богдан». И заявляет, что им должно было быть отказано в торгах по юридическим замечаниям. Однако я хочу подчеркнуть, что перед проведением тендера мы попросили участников предоставить регистрационные свидетельства компаний, уставы, справки из налоговых органов и таким образом в сферах своей компетенции смогли проверить, что эти лица не являются связанными. Мы запросили также устав корпорации «Богдан». Изучив его, мы получили подтверждение, что ни «Автосборочный завод №1», ни «Хюндай Трак» не входят в состав корпорации и не являются связанными лицами в понимании пункта 22 статьи закона Украины о совершении государственных закупок.

– Троллейбусы ЛАЗа соответствовали всем техническим требованиям тендера?
– ЛАЗ считает предвзятым отношение к участникам в связи с тендерным условием о том, что передняя подвеска троллейбусов должна быть независимая. Опять же говорю, что данное решение надо было обжаловать до момента вскрытия конвертов и объявления победителя. Но ЛАЗ этого не сделал. Согласно современным требованиям, независимая подвеска является одним из наиболее оптимальных решений в условиях не только горной трассы, но и всего автомобилестроения. Эта подвеска более мягкая, себестоимость ее обслуживания гораздо дешевле, чем зависимой подвески, и она не требует профилактических работ в процессе эксплуатации.
Кроме того, одно из требований тендерной документации – срок гарантии передней подвески не менее 5 лет. Сроки достаточно большие, то есть, и подвеска делается достаточно надежно. Понимаете, не можем же мы покупать автомобиль «Мерседес» и ставить подвеску «Запорожца». К сожалению, некоторые производители этого не учитывают.

– Все ли участники тендера испытали свой транспорт в условиях крымской горной трассы?
– Нет. Как раз таки следующий пункт жалобы ЛАЗ – это то, что условие тендерного комитета о наличии протокола горных испытаний является ограничивающим фактором.
Я думаю, что любому человеку будет понятно, что мы не могли принимать решение о закупке троллейбусов, которые не прошли испытаний по уникальной крымской трассе и не имеют экспертных выводов.
В частности, победитель торгов имеет протокол испытаний троллейбусов на горной трассе, выданный Научно-испытательным центром «Городской электротранспорт» ГП «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства». Кроме того, у компании «Литан», являющейся представителем Южного машиностроительного завода (г.Днепропетровск), которая тоже участвовала в тендере, но проиграла, тоже был этот протокол. То есть, она подготовилась к тендеру.
Очень удивляет то, что ЛАЗ гарантировал нам поставку троллейбусов в течение 60 дней с момента заключения договора. Тем не менее, в жалобе они пишут о том, что только протокол испытаний на горной трассе должен быть получен в указанном госпредприятии в течение 180 дней. То есть, компания заведомо подала неправдивые сведения о сроках поставки.

– Получается, что ЛАЗ достаточно халатно отнесся к подготовке к участию в тендере?
– Как можно участвовать в тендере, подавая справку о задолженности в ПФУ в размере более 2,5 млн. грн.? Компания также имеет кредиторскую задолженность перед банками на сумму 44 млн. грн. В случае определенных действий со стороны кредиторов по отношению к ЛАЗу, мы могли бы лишиться бюджетных средств. Кроме того, его гендиректор, который, согласно уставным документам, имеет право подписи в договорах не более чем на 20 тыс. грн, поставил свою подпись под договором на 105 млн. грн. (сумма тендерного предложения). Он не мог этого делать без собрания акционеров, которое бы ему делегировало полномочия по подписанию такого контракта.

– Как Вы отреагировали на эту жалобу?
– Конечно, мы были удивлены, потому что претензии абсолютно необъективны. Мы ответили в АМКУ, а также обратились в Крымский окружной административный суд о приостановлении этого дела. Если представители ЛАЗа готовы приехать сюда, мы согласны вместе с общественностью, журналистами, техническими экспертами любого уровня, в том числе и зарубежными, обсудить тендер, который мы провели. Я считаю, что такое обсуждение сняло бы все претензии ЛАЗа.

– В прессе появилась информация о том, что победа «Богдана» была неслучайной и влечет манипуляцию с бюджетными деньгами. Как Вы это можете прокомментировать?
– Можно написать что угодно. Да, в тендерных предложениях «Богдана» (142 млн. грн.) и ЛАЗа (105 млн. грн.) есть разница. Но я вам скажу, мы исследовали документацию, с предложениями, которыми ЛАЗ выходил, в частности, на Львовскую городскую администрацию и др. Если посчитать среднюю цену троллейбуса и умножить на 61 единицу транспорта, то эта цена приближается к 145–150 млн. грн. Поэтому думаю, что цена в 105 млн. грн. являлась демпинговой, которую ЛАЗ использовал для того, чтобы каким-то образом сорвать тендер и не позволить правительству Крыма закупить троллейбусы в этом году.
Я уверен: вы не найдете в Украине города, куда ЛАЗ поставлял бы свою продукцию по такой низкой цене троллейбуса, которая предлагалась в их тендерном предложении.

– Учитывая то, что результаты тендера обжалуются, когда «Крымтроллейбус» все-таки сможет получить новый транспорт?
– Исходя из юридической процедуры и момента подачи жалобы, у АМКУ максимальный срок рассмотрения жалобы – 18 октября текущего года. Если до этого времени жалоба будет рассмотрена и принято решение о том, что она отклоняется или частично удовлетворяется, но в целом тендер признается действительным, то это дает нам право уже 19 октября заключить договор и начинать платить победителю. Но если решение будет принято не в нашу пользу, тендер будет обжалован и отменен, то мы обратимся в суд и оспорим решение АМКУ. Я думаю, что вопрос разрешится, но пока мы не можем определить, в какие сроки. К концу недели будет юридическая экспертиза наших дальнейших действий.

– И все-таки, какие прогнозы Вы делаете?
– Мы входим в юридические отношения, и сложно сказать, как долго они продлятся. Я думаю, что мы будем считать неполученную прибыль, моральный ущерб. Сейчас мы не имеем даже копии жалобы. На мои вопросы в АМКУ, не могли бы вы мне показать копию, они спрашивают «Какую?». То есть, там имеется три варианта жалобы. К сожалению, ЛАЗ избрал тактику давления на правительство через АМКУ, вместо того чтобы устранять имеющиеся огрехи и готовиться к следующим тендерам.
Считаем свою позицию правильной, отработанной, так как занимались вопросами изучения рынка троллейбусов и технических характеристик более четырех месяцев. Мы готовы провести общественные слушания по состоявшемуся тендеру с привлечением любых экспертов. Хочу отметить, что вопрос по закупке троллейбусов находится на особом контроле у главы крымского правительства Василия Джарты и обязательно будет доведен до логического завершения.
 
Подготовила Надежда Шарова