ВЛАДИМИР АРТЕМЕНКО: Новый антикоррупционный закон, вероятно, примут уже в феврале

С 1 января 2011 года должны были вступить в силу три закона о борьбе с коррупцией, но Конституционный Суд Украины, рассмотрев ряд положений документов, признал их неконституционными.
В то же время в декабре прошлого года Президент Украины Виктор Янукович внес в парламент страны проект закона «Об основах предотвращения коррупции в Украине», в котором систематизирован наработанный опыт в сфере антикоррупционного законодательства. Позднее Верховная Рада приняла его в первом чтении.
Об особенностях документа корреспонденту Крымского информационного агентства рассказал начальник Управления государственной службы Главного Управления государственной службы в АРК и Севастополе ВЛАДИМИР АРТЕМЕНКО.

«РАЗМЕРЫ ШТРАФОВ БУДУТ СИЛЬНО УВЕЛИЧЕНЫ,
А УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ МОЖЕТ СОСТАВИТЬ 5–10 ЛЕТ»

− Владимир Макарович, сегодня одной из задач власти является борьба с коррупцией, которая стала неотъемлемой частью нашей жизни. На рассмотрении Верховной Рады находится новый законопроект по противодействию коррупции. Расскажите, чем он отличается от прежних подобных документов?
− Предложенный Президентом Украины Виктором Януковичем проект закона более конкретизирован, в нем большой упор сделан на профилактические, предупреждающие коррупцию меры. В документе также расширяется (до 19 групп) перечень субъектов, подпадающих под ответственность.
Кроме того, законопроект исключает те антиконституционные нормы, которые были зафиксированы в отклоненном пакете документов. Такие, например, как запрет совмещения своей работы с преподавательской, творческой, научной деятельностью, судейством в спорте, проверка близких родственников и исключение предпринимателей из списка субъектов, на которых распространяется данный закон.

− Согласно проекту, большое внимание также будет уделяться доходам и расходам чиновников, ведь очень часто эти цифры не совпадают. Какие именно механизмы контроля вводятся?
− Верховная Рада уже приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины», по которому чиновник, ежегодно заполняющий декларацию, подает ее не по месту работы, а в налоговую администрацию. Эта информация является конфиденциальной, и ранее случалось так, что контролирующим службам отказывали в ее предоставлении. Теперь декларация идет в те органы, которые владеют ситуацией, которым легко проверить источники доходов, соответствие имуществу.
В президентском законопроекте декларация все еще подается по месту работы, однако в связи с принятием указанного закона данная норма будет предусмотрена и в антикоррупционном законодательстве. Я думаю, это хорошая норма, и она принесет результаты.

− Одной из особенностей проекта является расширение видов ответственности за коррупционные действия. Помимо административной, к нарушителям будут применяться дисциплинарная, имущественная и уголовная ответственность. Станет ли это действенным механизмом влияния на чиновников?
− Действительно, в законопроекте четко прописано, в каких случаях человек будет уволен, в каких он заплатит штраф, а в каких будет осужден. При этом размер штрафов существенно увеличен, а срок, который может получить чиновник за нарушение закона, достигает 5–10 лет, в зависимости от нанесенного ущерба. Однако насколько эффективными будут эти нормы, зависит от судебной системы, политической воли руководства государства и регионов.

− Владимир Макарович, какие еще нововведения предлагает проект закона?
− Чиновнику запрещается работать под руководством близких родственников, а также после окончания службы сразу переходить на должности в органы, с которыми он сотрудничал во время службы или которые он контролировал.
В законодательстве впервые появляется норма о возмещении морального и материального ущерба.
Кроме того, в документе есть перечень статей, за нарушение которых грозит увольнение. И с момента вступления в силу окончательного решения суда о признании чиновника коррупционером по этим статьям в течение трех дней он должен быть уволен. Министерство юстиции Украины будет вести единый государственный реестр таких лиц, потому что страна должна знать своих «героев».
Закон также вводит антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов Президента Украины, правительства страны, министерств, центральных и местных органов исполнительной власти.

− 23 декабря прошлого года парламент страны принял документ в первом чтении. На Ваш взгляд, будет ли закон принят и когда, предположительно, это произойдет?
− Сейчас в связи с тем, что Закон Украины «О борьбе с коррупцией» перестал быть действующим, правовая антикоррупционная база фактически отсутствует. Поэтому, думаю, что в феврале новый закон будет принят и вскоре вступит в силу.

«В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ КОЛИЧЕСТВО ЧИНОВНИКОВ В УКРАИНЕ РОСЛО, А ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПАДАЛИ»

− Владимир Макарович, как Вы относитесь к участившимся ныне обвинениям в коррупции в адрес экс-чиновников?
− Я не могу комментировать решение силовых органов. Однако надо отметить, что аресты настигли не только оппозицию. Последние события в Крыму показывают, что Партия регионов и своих сторонников не щадит.

− Известным фактом в нашей стране остается назначение на должность по политическим мотивам. Есть ли механизм предупреждения, борьбы с таким явлением?
− Это одна из ключевых проблем нашего государства. В новой редакции закона «О государственной службе», который уже более 5 лет находится на рассмотрении в Верховной Раде Украины, заложена норма – сделать основной и обязательной конкурсность и исключить политический аспект при приеме на работу. Думаю, что новая редакция закона о государственной службе необходима и есть предпосылки, что его примут в самое ближайшее время.

− Не так давно президент начал административную реформу, согласно которой, количество чиновников должно сократиться на 30%. Известно ли, сколько человек уже уволено и есть ли возможность найти им работу?
− В последние годы количество чиновников возрастало, но их профессиональные возможности падали. Однако админреформа сводится не только к сокращению численности ведомств, а главное – к размежеванию их функций.
И если говорить о цифрах – сокращения уже идут. При этом нельзя сказать, что все уволенные чиновники останутся без работы. Значительная часть опытных специалистов перемещается в другие ведомства, реорганизованные органы.

Подготовила Екатерина Дубровина