Энвер Измайлов: «А хочется не работать, хочется творить…»

Первые дни сентября в Коктебеле хороши не только началом бархатного сезона. Во второй день осени здесь стартует джазовый фестиваль «Live in Blue Bay». Уже третий год подряд поклонники джаза съезжаются в край синих холмов послушать завораживающие звуки инструментов и манящий вокал виртуозов свинга. С одним из участников фестиваля, членом организационного комитета и талантливым гитаристом Энвером Измайловым нам удалось поговорить о джазе, музыке и жизни. – Энвер Серверович, Вы с фестивалем с самого начала – расскажите, как все начиналось.Все самое интересное рождается под воздействием впечатлений. Коктебель – волшебное место и здесь в голову приходит очень много разных идей. И как раз подошел такой момент, когда мы решили, что пришло время сделать здесь джазовый фестиваль. Говорить о самом процессе можно очень долго, но главное, что это получилось. Мы вложили очень много сил. Я думаю, что в будущем здесь будут и Карлос Сантана, и Томми Мануэль, и многие другие. А вообще я же гитарист, поэтому хочу, чтобы на фестивале было больше гитаристов. Джаз ассоциируется больше с саксофоном, но саксофон – это хорошо, а гитара лучше. – А давайте про гитару и поговорим. Расскажите о Ваших инструментах, сколько всего их у Вас?Сколько? Точно не скажу. Я не знаю (смеется). Выбираю тот инструмент, на котором сегодня буду играть, также как шах в гареме выбирает своих жен – по настроению. Энвер Измайлов получил музыкальное образование по классу фагота, а затем стал самостоятельно учиться играть на электрогитаре. Он изобрел технику «тэппинг» – прием игры, при котором пальцы обеих рук лежат на грифе гитары, как на клавиатуре, и звук извлекается быстрым прижатием струн, а не ударом или щипком по ним. Измайлов считается популяризатором тэппинга на всем музыкальном пространстве бывшего Советского Союза. – Вас можно назвать «первопроходцем» в изучении тэппинга. К Вам приходят с просьбой научить своему стилю и мастерству?Да, очень многие обращаются. К сожалению, пока нет должной фундаментальной базы, для того чтобы я плотно занимался творчеством. Это достаточно трудоемкий процесс, требующий много времени и финансовых вложений. А так как я еще и нахожусь в процессе гастрольной деятельности, то это усложняет возможность обучения. Я провожу мастер-классы в городах, в которых выступаю на гастролях, – такие варианты возможны, а чтобы стабильно этим заниматься – этого нет. Дочь Энвера Измайлова, Ление, унаследовала от отца любовь к музыке. Сегодня она – джазовая певица, лауреат многих джазовых фестивалей. Выступала в Швейцарии, Франции, Финляндии, Германии, Турции. – Вы работаете вместе с Вашей дочерью. Сложно смешивать рабочие и личные отношения?Бывают сложные отношения в работе, когда начинаешь репетировать, то забываешь, что она твоя дочь, и начинаешь прессинговать. Я требователен к себе и к другим, правда, к другим чуть меньше. Если я вижу, что человек талантливый, то я думаю, что он сам к себе предъявляет жесткие требования. Что касается дочки, то тут я иногда срываюсь, конечно, но она мне всегда прощает. – Для некоторых музыка – это хобби, для Вас – профессиональная деятельность. Остается ли время на что-то, помимо музыки?Я люблю по лесу ходить, с природой общаться. Уделяю время семье – как без этого? Иногда могу приготовить что-нибудь вкусное. Есть несколько блюд, которые я готовлю с удовольствием – это мне в кайф. – Какие у Вас планы на ближайшее время?У меня ожидаются гастроли в Москве, Оренбурге. Возможно, поеду в Майами. У меня, слава Богу, не очень расписанный график. Потому что, когда у тебя забитый график – ты не принадлежишь ни Коктебелю, ни Крыму, ни себе. Иной раз ловишь себя на мысли, сидя в самолете: а куда я лечу? Пусть выступлений будет в нужном количестве. Кажется, один год много поработаешь – заработаешь деньги. А хочется не работать, хочется творить… СПРАВКА. Энвер Измайлов – виртуозный гитарист, известный пропагандист гитарной техники «тэппинг». Родился в 1955 году в узбекском городе Фергана. Окончил местное училище искусств по классу фагота, играл на электрогитаре. В 80-е годы участвовал в джаз-рок-группе «Сато», выступал на всесоюзных фестивалях. Имеет почетные звания – «Заслуженный артист Украины», «Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым», «Народный артист Украины».