Яхтинг – золотая жила Севастополя

Севастополь практически не использует свои возможности в сфере яхтенного туризма и парусного спорта. А ведь в случае создания разветвленной инфраструктуры ежегодный доход от этой отрасли составит 21 млн евро.О том, как сделать Севастополь черноморской столицей яхтинга и какие для этого нужно решить проблемы, на Международном инвестиционном форуме, который состоялся в Севастополе 16-17 сентября 2011 года, рассказал Игорь Петров, президент Ассоциации яхтсменов Черного моря.Бухты, которые не замерзаютОсновной фактор, который позволяет развивать яхтинг в Севастополе, – это благоприятные климатические условия и удобный рельеф. В Севастополе изрезанная береговая линия, включающая 38 бухт, благодаря чему яхты надежно защищены от волн. Бухты не замерзают зимой, что позволяет заниматься яхтингом круглогодично. По сравнению со Средиземноморским побережьем, в Крыму не жарко, а летом нет сильных штормов.«Все это мы познали по опыту проведения черноморского яхтенного ралли «Кайра». И когда мы подводили итоги в Стамбуле и говорили о том, что понравилось больше всего, все с восторгом и аплодисментами встречали украинскую сторону», – отметил в своем выступлении И. Петров.Кроме того, в Севастополе хорошо развиты судоремонтные мощности. При этом наличие военной базы не должно стать препятствием для яхтенного туризма. «Во всех военно-морских базах развитых стран есть специальные средства, которые способны защитить лодку и базу от проникновения. Они не яхтсменов должны бояться. Там это сочетаемо. И у нас будет сочетаемо», – заверил И. Петров.Камень преткновения – яхтенные мариныНесмотря на уникальность Севастополя, в городе почти нет условий для стоянки яхт. При этом спрос многократно превышает предложение: на участие в ралли «Кайра» поступило 400 заявок, а Крым смог принять только 50.В Крыму нет современных яхтенных марин. Более-менее крупная марина в Севастополе располагается в Балаклавской бухте. Она относится к маринам второго поколения из четырех возможных. Перспектива яхтинга – в строительстве марин третьего и четвертого поколения, которые вмещают тысячи судов и предлагают множество дополнительных услуг. В современных маринах обеспечивается полная безопасность судов, что позволяет принимать большие и дорогостоящие яхты.Современные марины должны обладать развитой инфраструктурой: гостиницами, ресторанами, магазинами для яхтсменов. Учитывая, что яхтинг всегда был элитным видом спорта и хобби, доходы от обслуживания яхтсменов могут быть очень высокими.Бюрократия – враг яхтсменаКроме отсутствия стоянок, яхтсменов беспокоит законодательное поле, в соответствии с которым, яхта приравнивается к коммерческому судну. «Представьте – вы приходите на яхте, а вам говорят, что вы пришли не на яхте, а на торговом коммерческом судне. И с вас начинают требовать документы, которые подает лайнер или сухогруз. Приходят власти в виде таможенников, пограничников, карантинных, санитарных служб и предлагают заполнить документы, состоящие из 150 листов. После этого вы, как яхтсмен, никогда больше сюда не придете», – посетовал президент ассоциации яхтсменов.Более того, в Украине каждого яхтсмена обязывают нанимать судового агента, а стоимость такой услуги – не менее 560 долларов.Для сравнения И. Петров привел Турцию, где достаточно заполнить один документ из двух страниц, поставить одну печать, чтобы свободно перемещаться по водам Турции в течение 18 месяцев.Правительство обещает содействиеДля яхтенного туризма недостаточно нескольких марин – они должны располагаться вдоль побережья через каждые 50 миль. В соответствии с Концепцией развития яхтенного туризма в Крыму, принятой Советом министров АРК 31 января 2011 года, до 2020 года планируется построить в Крыму 15 яхтенных марин на 4100 парковочных мест в общей сложности. На реализацию концепции будет выделено 300 млн евро.Пока что в Севастополе начинается строительство двух яхтенных марин коммерческими структурами – в Казачьей бухте и Ушаковой балке. Это будут современные марины третьего поколения. «Яхт-клуб «Казачья бухта» будет включать комплекс, состоящий из причала, на котором стоят раздаточные колонки, подводится электричество, вода, Интернет, кабельное телевидение. Будут душевые, сауны, бассейн, ресторан, минимаркет, магазины оборудования – все для того, чтобы яхтсмены чувствовали себя комфортно», – отметил И. Петров.В Казачьей бухте для поддержания яхтенного спорта планируется строительство центра олимпийской подготовки. Помогать в строительстве марин будут турецкие коллеги. Яхт-клуб в Ушаковой балке будет предназначен для килевых яхт олимпийских и международных классов.Большие расходы, но высокие прибылиВ Европе треть доходов от туризма приходится на яхтенный бизнес. Яхтенный туризм последние 20 лет активно развивает наш черноморский сосед – Турция. За 2010 год доход от яхтенного туризма составил 2,9 млрд евро. В соответствии с прогнозами, в 2023 году бюджет Турции будет получать ежегодно 14,6 млрд евро.Разумеется, создание марин требует значительных первоначальных инвестиций. Однако марины третьего поколения в Европе окупаются за 5–10 лет. При этом рентабельность такого бизнеса – на 50–70% выше, чем гостиничного. В Концепции развития яхтенного туризма в Крыму указано, что до 2020 года благодаря яхтенным маринам Крым получит доход 37,45 млн. евро. Если концепция будет реализована, каждое яхтенное парковочное место будет приносить 5150 евро в год, а это свыше 21 млн евро ежегодно.Доход обеспечит не только стоянка судов. Каждый яхтсмен пользуется услугами минимум по 10-ти направлениям – от ремонта парусов яхты до питания и проживания. «Очень большой доход в бюджет дает ремонт яхт. Только чтобы поднять яхту, нужно заплатить не менее 3 тысяч евро. Это пополнение бюджета, это новые рабочие места и это просто выгодно», – отметил И. Петров.Более того, развитая инфраструктура позволит принимать европейские и мировые чемпионаты по яхтенному спорту. А такие зрелища привлекают миллионы туристов.ВыводыТаким образом, яхтинг – очень перспективное направление для Крыма. Если в полной мере реализовать потенциал полуострова в целом и Севастополя в частности, то доходы от стоянки яхт, ремонта, обслуживания яхтсменов будут сопоставимы с доходами от остальных сфер туризма. В первом полугодии 2011 года налоговые поступления от предприятий курортной отрасли Крыма составили 124 млн грн, тогда как только стоянка яхт будет приносить за тот же период 116 млн грн. К тому же есть ряд направлений, которые сложно оценить в финансовых показателях: создание рабочих мест, привлечение туристов на яхтенные соревнования, развитие парусного спорта.Подготовила Марина Резникова.