ЮРИЙ РЯБОШЕНКО: «Мы очень облегчили жизнь предпринимателям»

В сентябре 2010 года в Симферополе в здании городского совета открылся Крымский республиканский единый разрешительный центр, в котором предприниматели могут получать документы, необходимые им для работы. В апреле 2012 года на его базе начал действовать Центр административных услуг, работающий с документами, которые выдает исполнительный комитет горсовета. О том, как открыть собственное дело, получить разрешение на строительство или усыновление, встать в очередь на жилье, мы беседовали с директором Крымского республиканского единого разрешительного центра Юрием Рябошенко.
– Юрий Леонидович, каких результатов удалось достичь за время работы вашего центра?
– Наш центр работает с сентября 2010 года. За это время у нас есть положительные тенденции по нашей работе. Если поначалу мы принимали в день 20-30 предпринимателей, то сейчас – в среднем от 150 до 300. Это наш самый главный успех. Люди поверили, люди пошли к нам, потому что эта система начинает себя оправдывать. Ежемесячно 2,5-3 тысячи предпринимателей обращаются в наш центр.

– Сотрудники центра успевают справиться с таким потоком посетителей?
– Наплыв предпринимателей, конечно, очень большой, мы понемногу штат увеличиваем. На сегодня у нас есть единый центр, в который входят два сектора – сектор разрешительных услуг на первом этаже и сектор административных услуг на втором этаже. На первом этаже четыре государственных администратора, а было трое, и в Центре административных услуг мы на работу взяли еще трех администраторов. На сегодня у нас семь человек именно администраторов.

– В чем основные преимущества работы единого центра?
– Всех разрешителей собрали в одном месте, чтобы человек не ходил по кабинетам. Убрали эту кабинетную систему. Это очень выгодно, и предприниматели это прекрасно поняли. К примеру, пришел предприниматель, ему нужно 3-4 разрешения. Он может тут же подойти к пожарному, в СЭС, ГАИ. В один день он может три разрешения получить. Поэтому это очень хорошая система.

– В работе крымских центров есть какие-то особенности?
– Такие центры есть по всей Украине. Эти центры создавались по одному стандарту. Американский проект «USAID ЛИНК» помогал в создании этого центра, это полностью американская система. Центр административных услуг – это европейская система. Для получения услуг местных советов граждане тоже ходили по кабинетам. А теперь со всех отделов и управлений все услуги в одном месте. Тот же принцип, что и разрешительный центр.

СТАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ МОЖНО ЗА 3-7 ДНЕЙ

– Сколько организаций представлено в центре?
– В центре разрешительных услуг предоставлено 26 разрешителей, которые выдают 143 разрешения, а в Центре административных услуг – 13 разрешителей, которые предоставляют 72 административных услуги. Это только по Симферополю. В дальнейшем мы будем расширяться и вводить республиканские органы по административным услугам. Будет пять таких органов, а также районные органы. Мы хотим все это делать централизованно.

– Какие услуги самые популярные?
– Обычно это земля, строительство. Встать в очередь на квартиру, по усыновлению ребенка, оформление опекунства – это тоже административная услуга. В разрешительном центре самая популярное ведомство – строительная инспекция ГАСК, это ввод в эксплуатацию и разрешения на строительство, а также СЭС, МЧС, ГАИ.

– Как можно зарегистрировать свое предприятие?
– Мы занимаемся с предпринимателями, которых уже зарегистрировали. То есть, когда человек получил ЧП, ООО, ЗАО, юридическое лицо. Приходит уже зарегистрированный предприниматель, и мы выдаем все те разрешения, которые существуют в Украине. На одной базе с нами открыт Центр административных услуг. До 29 апреля он находился на проспекте Кирова, 52, там люди открывали свои предприятия. Теперь они приходят к нам, есть представитель госрегистратора. Принимает документы, ведет консультацию, открывает предпринимательские документы.

– Сколько времени требуется на то, чтобы стать предпринимателем?
– Для того, чтобы открыть просто ЧП, человек сдает пакет документов и в течение 3-7 дней получает полный пакет документов. Можно открыть и частное предприятие, и юридическое лицо, есть все виды предпринимательской деятельности.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ СТАЛИ БОЛЕЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМИ

– Представим ситуацию – человек пришел в центр впервые и не знает, с чего начать. Что вы ему посоветуете, к кому обратиться?
– Если человек вообще ничего не знает, он попадает к администратору, администратор ему популярно объясняет все действия пошагово. Как это сделать, куда обратиться. Он получает перечень необходимых документов, чтобы стать предпринимателем, и после того, как он становится предпринимателем, мы берем его в свои объятия.

– Обычно люди приходят подготовленными?
– После двух лет работы я смотрю по предпринимателям – ходят одни и те же, только каждый по своему вопросу. То к одному разрешителю, то к другому. И люди за два года работы знают примерный перечень документов, приносят их и сдают. Но и среди тех людей, которые приходят первично, 90% сдают документы и получают разрешения. Предприниматели стали более дисциплинированными, стали понимать, что к чему. У нас помимо всего, что есть здесь, постоянно обновляется информация на сайте Совмина, горисполкома. Человек заходит на сайт и видит весь перечень документов, которые ему нужны. В наш век интернета предприниматель заходит на сайт и приходит уже полностью подготовленным. Мы рассчитываем, что человек должен попасть к нам трижды: первый раз для консультации, второй раз – сдать пакет документов, третий раз – получить разрешение. Хотя консультации уже уходят в небытие. Мы очень облегчили жизнь предпринимателям.

– Какая-то плата с предпринимателей взимается?
– Нет, у нас в центре все бесплатно. Единственное – проплата проходит, если нужно сделать исследование в СЭС, сдать импортный продукт на исследование. Но они платят самой СЭС, а у нас в центре все полностью бесплатное.

– Как вы поддерживаете обратную связь с предпринимателями?
– Для того, чтобы проводить анализ нашей работы и для ее улучшения, мы поставили ящики с анкетами для обратной связи, защищенные печатями. Такие есть в разрешительном центре и центре административных услуг. Каждые 10 дней мы все это собираем, вычитываем и пытаемся исправлять недоработки.

МЫ ЖЕСТКО КОНТРОЛИРУЕМ РАБОТУ РАЗРЕШИТЕЛЕЙ

– В Крыму действует 25 разрешительных центров. В чем их специфика?
– Во всех городах Крыма и районах есть разрешительные центры, но они решают проблемы только местного масштаба, а крымские разрешители расположены в Симферополе. Скажем, министерские органы есть только у нас, они по Крыму не расположены. Это, например, Министерство курортов и туризма Крыма, территориальное управление Госпромнадзора. Всего 12 или 13 органов. А городские СЭС и управления МЧС есть по всем городам.

– А если человеку из региона нужно получить документы в республиканском центре?
– Мы пошли людям навстречу и принимаем почтой документы. Человек в телефонном режиме узнает у нас, какие необходимы документы, мы ему даем перечень, он их присылает почтой, а мы уже принимаем, регистрируем и передаем разрешителю. Получается, он приезжает единожды, только чтобы забрать документы.

– Работу разрешителей вы контролируете?
– Конечно. Мы контролируем эту работу, сроки принятия и выдачи, чтобы не было нарушений. На каждое разрешение у нас определенное количество рабочих дней. Допустим, по ГАСКу человек сдает декларацию и получает разрешение на строительство. Там всего лишь 7 рабочих дней. Если на ввод в эксплуатацию – там 15 рабочих дней. Это мы контролируем очень жестко. В случае задержки, если, скажем, надо 7 рабочих дней, а прошло 5, и нет ни отказа, ни положительного заключения, мы начинаем их теребить очень настойчиво и получаем ответ, который нужен для человека. Они же каждый день здесь в зале, мы их видим без телефона. Для этого центры и создавались.