АРВИДАС ШЕМЕТАС: Фотограф – это летописец, а репортажный фотограф – информационный террорист

Сегодня – 11 июля, – в преддверии Международного дня фотографа известный крымский фотохудожник Арвидас Шеметас празднует свой юбилей – 50 лет. О том, с чего началась его карьера и секретах своего мастерства, маэстро рассказал  корреспонденту  Крымского информационного агентства.
– Арвидас, за время своей работы на полуострове Вы не раз удостаивались почетных званий и наград как лучший крымский фотограф. Расскажите, в чем секрет Вашего успеха?
– Фотография – это работа, которой заняты мои мысли 25 часов в сутки. Если может физиологически быть третья рука у человека, то у меня это сумка с фотоаппаратом. Мой секрет – это самосовершенствование, анализ и критический подход к своим работам. Крым – это узел политических, национальных, культурных событий Украины, лоскутное одеяло с миллионом цветов и оттенков.

– А с чего начался Ваш путь в мире фотографии?
– В процесс я влюбился еще в детстве, когда увидел, как старшие ребята фотографируют, потом проявляют пленку и печатают фотографии. Это настоящее волшебство: в темной комнате, освещенной только красным фонарем, на листе бумаги вдруг появляются изображения. Для меня это был очень захватывающий момент.

– Кем бы сегодня был Арвидас Шеметас, если бы не фотокамера?
– Ну, в первую очередь мне была уготована  прямая дорога в медицину, потому что я учился в мединституте. Кроме того, мне очень нравится летать. Возможно, я стал бы летчиком, потому что скорость самолета, отсутствие ограничений и ощущение полета – это непередаваемые чувства. Кстати, самые любимые и захватывающие мои съемки – это съемки с воздуха.

– На сегодняшний день существует масса различных жанров фотографии, а какому жанру Вы отдаете предпочтение?
– Работаю в разных жанрах, но приоритет конечно фоторепортажу, потому что в нем часто меняется событийность, несмотря на то, что в душе я человек консервативный. В репортаже есть своя особенность – это мгновенная реакция на происходящее, в которой репортер должен оценить ситуацию и свет, на это всего пара секунд. Есть замечательное выражение Франка Карсона: «У фотографа необычная профессия, он находит что-то прежде, чем люди успеют потерять».
Как репортажный фотограф  могу сказать, что фотограф, работающий в этом жанре в первую очередь – информационный «террорист».  То есть, мы стараемся найти какое-то  интересное событие, достойное первой полосы.  Фотографа можно рассматривать и как летописца истории своего времени. Сегодня вряд ли кто читает газеты старого Симферополя, но фотографии старого Симферополя каждый смотрит с удовольствием,  и в этот момент у каждого перед глазами пробегает какой-то исторический отрезок.

– Вы уже не один год занимаетесь преподавательской деятельностью. На Ваш взгляд, какими качествами должен обладать начинающий фотограф?
– Во-первых, человек должен любить свое дело и фотографировать не от случая к случаю, а ежедневно. Это как у спортсмена, если он каждый день не бегает, он теряет форму, а у фотографа теряется концентрация и видение кадра. Суть преподавания на наших курсах состоит в двух разных взглядах на фотографию как искусство.  Я репортажный фотограф, а  мой коллега – Александр Кадников – концептуальный, это два разных взгляда на то, что нас окружает. Два разных мира. И наша задача не научить владению и пониманию техники, что само собой предусмотрено программой обучения, а научить читать, видеть изображение. Научить художественности, чтобы фотография имела если не прямой, то метафизический смысл. Чтобы человек посмотрел и не просто сделал снимок, а задумался, зачем он это сфотографировал.
Я рад тому, что судьба мне подарила интересных, знаменитых учителей фотографии, оставивших значительный след в моем творчестве – это и Антанас Суткус,  и Римантас Дихавичус, и легендарный Евгений Халдей, снимавший знамя над Рейхстагом, Нюрнбергский процесс, Парад Победы, а также многие другие интересные фотографы.
На этом процесс обучения не остановился. Просматривая ежедневно фотографии разных мастеров современности, каждый раз нахожу для себя что-то новое и интересное.

– Как отличить действительно хорошую фотографию от посредственной? Иногда бывает, что признанная критиками работа кажется откровенной чепухой. Каков должен быть критерий оценки?
– Все познается в сравнении. А по поводу чепухи – надо понимать, что если человек эту фотографию выставляет, то он хочет вот это чувство единения взгляда, сердца и разума представить другому человеку, поделиться своим видением, своими чувствами. И главным признанием может служить та эмоция, которую он смог вызвать у зрителя. Ну, и в плюс ко всему надо понимать, что существуют разные жанры фотографии и в каждом из них – свои определенные критерии оценки. Из опыта участия в выставках могу сказать, что работы,  получившие призы на одних выставках, могут не войти даже в экспозицию на других. И тут уместно будет вспомнить слова знаменитого украинского фотографа Бориса Михайлова: «Хочется найти такое расположение вещей, чтобы оно привело к новому пониманию, а может новое понимание и расположит все».

– В «Википедии» фотограф определен как человек, создающий фотографии с помощью фотоаппарата. Арвидас, а какое определение этому слову можете дать Вы?
– Скорее всего, не фотоаппарата, а света. Фотография – это светопись. Трудно представить себе фотографию при отсутствии такового, хотя как любят шутить фотографы моего поколения,  «Фотография – дело темное!». Фотоаппарат – это уже вторично. Яркий пример тому чех Мирослав Тихий,  снимавший камерой,  изготовленной из предметов, найденных на свалке. Можно иметь великолепную технику и не иметь видения картинки, а можно с помощью примитивной техники  великолепно снимать и разбираться в фотографии. Патриарх репортажной фотографии Анри Картье-Брессон снимал, по сегодняшним меркам, простейшей камерой. Но как! Время идет, меняются взгляды, меняется техника. С улыбкой оглядываемся назад на то, какой техникой снимали раньше…

– Какую роль техника играет в качестве фотоработы?
– Я работаю с самой лучшей техникой, которая выпускается сейчас в мире, но я никогда никому не скажу, что если ты снимешь компакт-камерой или «мыльницей», это будет  плохо. У моего сына фотоаппарат за 100 долларов, и  фотографии качеством не хуже чем фототехникой в 10-20 раз  дороже. Качество напрямую зависит от знаний, которыми обладает фотограф. Это как езда на машине – если у водителя есть опыт, он едет хорошо. Я думаю, что с учетом моих знаний и опыта, фотоаппаратом «Смена 8М» я сделаю такую же фотографию, как и суперсовременной камерой Canon.

– С каким фотоаппаратом началась ваша карьера, сколько с тех пор «орудий труда» Вы успели поменять?
– За  свою профессиональную деятельность, а это более 30 лет, я сменил 7 камер. Моей первым фотокамерой была «Смена 8М», которую мне подарили родители на 12 лет. Позже,  совершенствуясь в знаниях, мне подарили «Зенит».  Потом согласно техническому прогрессу были другие фотоаппараты, тоже механические. А когда Советский Союз пал,  и в стране стало возможным купить импортную технику, тогда у меня – одного из первых в Симферополе – появился фотоаппарат Canon. Маркой, которой и отдаю предпочтение до сих пор.

– Какие достижения за 30-летний стаж работы фотографом Вы можете назвать самыми значимыми?
– Я рад, что за это время я дважды вошел в тройку лучших спортивных фотожурналистов Украины  (2009 и 2011 гг. по рейтингу Футбольной Премьер-Лиги Украины).  Есть награды не только в спортивной фотографии,  но и  на разных международных выставках FIAP. Последняя из наград – осенью прошлого года – «Хрустальная Пальма» на международном конкурсе репортажной фотографии.
Я открыт для общения, в Крыму и в Украине мне трудно назвать город, где бы у меня не было знакомых фотографов. При наличии современных информационных коммуникаций мы общаемся каждый день. Наше общение заключается главным образом в том, что с помощью интернета мы можем делиться своими фотографиями, обсуждать, дополнять, критиковать…  Вот это и есть, на мой взгляд,  настоящая фотовыставка, хотя и виртуальная.

– Вы можете что-то посоветовать начинающим фотографам для достижения успехов на этом поприще?
– В первую очередь, человек должен любить то, чем он занимается. Патрик Демаршелье в свое время сказал: «Красота окружает нас со всех сторон. Чтобы увидеть это, достаточно просто открыть глаза». И второе: никогда не разочаровываться из-за плохих отзывов о вашей работе, а воспринимать критику, как стимул для самосовершенствования.
 
Екатерина Евтушенко