Чтобы все дороги были счастливыми…

Не удивительно, что на тех местах, где строят дорогу, всегда стоят несколько «зевак», которые просто наблюдают за процессом. Есть особое удовольствие в том, чтобы видеть, как строится дорога. Тут была степь или поле, но вот уже подготовлено полотно, засыпан и утрамбован песок и щебень, вот он покрывается толстым слоем пышущего жаром асфальта. Черный, блещущий смолистыми вкраплениями, асфальт прикатывается тяжелыми катками. И вот тебе, автомобилист, – трасса, можешь мчаться с максимально дозволенной скоростью. На самом деле, конечно, все сложнее – нужно создать проект, добиться финансирования, найти подрядчиков и строителей, организовать работу. Это хлопотно и дорого, поэтому не удивительно, что строительство дорог часто откладывали на потом. Поэтому дожились до известной пословицы про дураков и дороги, с которой мирились десятилетиями. «И только нынешнему Совету министров Крыма решение этой проблемы оказалось по плечу», – отмечает первый заместитель Председателя Совета министров АРК Павел Бурлаков.

ЭСТАКАДА И РАЗВЯЗКА

Сегодня участок на пересечении автодорог на Николаевку и Севастополь на западной окраине Симферополя напоминает муравейник – снуют краны и грузовики, выгружают и монтируют железобетонные конструкции, укладывают асфальт, тут же нивелирами прокладывают трассу дальше, контролируют качество покрытия. Здесь же, кроме всего, ведется строительство транспортной развязки на пересечении объездной автомобильной дороги от Евпаторийского шоссе Симферополя через Мирное и Дубки с автомобильной дорогой Симферополь-Николаевка. Проводится монтаж опор эстакады и создание развязки – кольца для движения транспорта на Николаевском направлении и для въезда в город. Сооружаемая эстакада упростит пересечение двух дорог и позволит потокам автомобилей без проблем и остановок продолжить движение в объезд Симферополя. Кроме того, на участке Дубки – Левадки ведутся работы по подготовке земляного полотна под дорожное покрытие. Этот участок будет завершен уже в 2013 году, а в целом создание объездной на Севастополь по западным околицам Симферополя, на что Совет министров Крыма добился финансирования в объеме 780 млн. грн., планируется завершить в 2014 году.
Отсутствие этой дороги ранее приводило к тому, что транзитный транспортный поток в западном направлении на города Бахчисарай и Севастополь проходил через центральные улицы Симферополя. Разрушалась проезжая часть улиц города, возникали заторы, повышалась аварийность и зашкаливало экологическое загрязнение столицы. Расширять улицы уже не представлялось возможным и строительство объездной оказалось единственным выходом из ситуации.
Кроме транспортной развязки на объездной дороге продолжается капитальный ремонт автодороги Симферополь–Алушта (от Лозового до Перевального). В настоящее время готовность трассы составляет 80%. Проведена работа по переоборудованию освещения, ограждений, тротуаров, на отдельных участках трассы ведутся работы по расширению дороги. Капитальный ремонт проводится с целью обеспечения безопасности дорожного движения.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ – ЭТО КАЧЕСТВО ДОРОГ

Крымчане знают, что никогда в автономии не строилось столько дорог, сколько при нынешнем правительстве. Оптимизация дорожной сети и строительство новых дорог – один из главных разделов Стратегии развития Крыма до 2020 года. По данным Республиканского комитета АРК по транспорту и связи, только в 2011 году в Крыму за бюджетные средства реконструировано 7 км автодороги Харьков – Симферополь – Алушта – Ялта, проведен капитальный ремонт 5,1 км объездной дороги на участке Мирное – Дубки и 7,5 км дороги Заречное – Низинное в Джанкойском районе. Приведены в надлежащее эксплуатационное состояние 614,6 тыс. кв. м коммунальных дорог. В частности, проведен капитальный ремонт и реконструкция дорог в Алуште, Симферополе, Саках, Судаке, Евпатории, Керчи, Красноперекопске, Феодосии, Ялте, Черноморском районе. Это позволило улучшить состояние улиц городов и поселков Крыма, повысить безопасность проезда по дорогам автономии. Такой же высокий темп дорожного строительства сохраняется и в нынешнем году.
Дорожное хозяйство – сложная система. По информации председателя Рескомитранса Николая Черевкова, протяженность сети автомобильных дорог общего пользования в автономии превышает 6266,8 км, из них 1184,2 км государственного значения и 5082,6 км автодорог местного значения. Для поддержания их в работоспособном состоянии ежегодно необходимо выполнять планово-предупредительный ремонт около 700 км трасс, и капитально ремонтировать не менее 150 погонных км дорожного покрытия. Это огромная работа. Но не все дороги крымское правительство собирается строить за бюджетный счет. Так, по словам Павла Бурлакова, иностранные инвесторы проявляют интерес к объездной автомобильной дороге Гвардейское – Глубокий Яр – Ялта. Здесь уже разработано технико-экономическое обоснование, ведутся предпроектные работы. Дорога будет проходить в обход Симферополя и 20 населенных пунктов. Ее протяженность составит около 97 км, из которых 8 км автодорожного туннеля. По предварительным оценкам, строительство дороги обойдется в 17 млрд. грн.

КАК СЛОЖНО РОЖДАЮТСЯ ТРАСС

Дорожное строительство в Крыму имеет ряд особенностей, которые усложняют задачу. Так, на полуострове насчитывается более 1576 оползней, 232 из которых кадастровые, разрушающие автомобильные дороги, 79 оползней являются наиболее активными. Общая длина участков дорог, которые проходят по телу оползней составляет 37,2 км. Наиболее поражены оползнями участки автомобильных дорог Симферополь – Ялта и Ялта – Севастополь, на которые приходится 70% всех дорожных оползней Крыма. Активизация оползневых процессов представляет значительную угрозу безопасности дорожного движения и непрерывности транспортного сообщения с курортными районами полуострова. Выполнение работ по инженерной защите автомобильных дорог в 2007, 2010-2011 годах позволило предупредить часть оползневых процессов, обезопасить транспорт, гарантировать непрерывность пассажирских и грузовых перевозок.
Важную роль играют автомобильные дороги Крыма в обеспечении курортного сезона. Совет министров Крыма, дорожные службы автономии пристально следят за ремонтом, строительством и реконструкцией дорог, ведущих к туристическим объектам. Так, приведены в качественное состояние сложная дорога до Большого каньона, который за год посещают до 30 тыс. туристов, дороги, ведущие к пещерным комплексам «Мраморная», «Эмине-Баир-Хосар», «Эмине-Баир-Коба» в Симферопольском районе, к памятнику фортификации XIX века «Крепость Керчь» в Керчи, дороги, ведущие к таким объектам как Новый Свет под Судаком, заказник «Хапкальский», где расположен самый мощный в Крыму водопад Джур-Джур, проезд к архитектурно-археологическому комплексу «Пещерный город Чуфут-Кале», что позволило нормализовать движение транспорта в обход Свято-Успенского монастыря и организовать безопасное движение экскурсионного транспорта к исторической части города. Однако они нуждаются в дальнейшей реконструкции и защите, поэтому Рескомитет по транспорту составил перечень необходимых мероприятий для их поддержания в постоянно исправном состоянии.
Возросшее качество дорог на полуострове заметно не только крымчанам. Так, в нынешнем году Служба автомобильных дорог в АРК получила благодарности за отличную работу от трех разных ведомств. Первая из них – от Главного управления санаторно-курортных учреждений в АРК при Управлении делами Президента, – подтверждает, что: «Качественное, оперативное проведение дорожниками всего комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог дает возможность обеспечить комфортный и безопасный проезд правительственных делегаций, местного населения, транзитного транспорта и отдыхающих, что положительно оценивается гостями и жителями Крыма, повышает привлекательность полуострова и оказывает содействие развитию всех без исключения областей экономики». В документе дана высокая оценка качеству подготовки автодорог к летнему сезону 2012 года, что позволило провести в полном объеме мероприятия, связанные с подготовкой и проведением Украинско-Российской межведомственной комиссии с участием Президентов Украины и Российской Федерации в июле 2012 года.

Никита Карпов