Мудрость веков растворяется в глупостях дней

Преимущество силы состоит в том, что ей прощаются слабости. Эта философская мудрость приходит на ум, когда глубоко задумываешься над смыслом политических событий прошедшей недели. Мы так привыкли к глупостям отечественного политикума, что любое событие, которое выбивается из этого ряда, воспринимается через ту же призму. И только по прошествии времени к нам приходит понимание их внутренней взаимосвязи. Так было и так будет всегда, и ничего здесь изменить нельзя. Разве что научиться терпеть жизнь и не торопиться с окончательными выводами на злобу дня.

Между тем прошедшая неделя начиналась с позитивных эмоций, связанных с чествованием украинских призеров лондонской Олимпиады. Очевидно, руководство страны так устало от повседневных политических будней, что с удовольствием общалось с теми, для кого политика не является определяющим смыслом жизни. Во всяком случае, на сегодня. Поскольку опыт Виталия Кличко и Андрея Шевченко говорит о том, что громкое имя в спорте может быть надежным пропуском в большую отечественную политику. Хотя хочется верить, что эти примеры не станут массовым политическим психозом в украинской спортивной среде. Иначе подлинный болельщик рискует окончательно сойти с ума, так и не превратившись в сознательного избирателя.
Встреча в Крыму Президента Украины с олимпийскими чемпионами показала, что лучшей политикой государства в отношении спорта может стать не эпизодическое чествование олимпийских призеров с солидной денежной компенсацией, а постоянное внимание к нуждам спортсменов и тренеров. Только в этом случае у них не будет соблазнов торговать своим именем на политическом рынке страны. А государство в таком случае получит здоровую нацию, не нуждающуюся в опеке политиков, использующих спортивные авторитеты в качестве собственного предвыборного ресурса.
Как бы там ни было, но нам особенно приятно видеть в шестёрке украинских олимпийских чемпионов крымского боксёра Александра Усика. Мы ждали этой победы и очень надеемся на то, что его личный пример вдохновит сотни крымских мальчишек, чьи имена мы узнаем в числе будущих олимпийских чемпионов. Мы также верим, что руководство автономии будет последовательно наращивать внимание к нуждам крымских спортсменов и тренеров.
Но это всё возможно лишь при наличии длительной политической стабильности и профессиональной ответственности органов власти всех уровней. Эта истина настолько банальна, что значительной частью общества тоже воспринимается как глупость. Воспринимается так от слишком частого употребления политиками, давно утратившими  доверие избирателей. Но по-прежнему навязывающими себя украинскому избирателю. И это более чем наглядно на прошлой неделе показала регистрация субъектов нынешнего избирательного процесса.
Здесь на сегодня напрашиваются как минимум два показательных вывода. Первый вывод затрагивает ситуацию с пропорциональной системой выборов, сложившуюся к началу нынешней избирательной кампании. Он сводится к тому, что из более чем двухсот зарегистрированных в Украине политических партий, лишь шесть рискнули заявить о себе на общенациональном уровне и принять участие в дележе отечественного властного пирога.
При этом реальное политическое противостояние в очередной раз свелось к предвыборной дуэли Партии регионов и так называемой объединённой оппозиции. Остальные могут лишь рассчитывать на делёж того, что останется в сухом остатке от этой дуэли. Некоторое исключение, пожалуй, может составить Компартия Украины, которой удается на таком фоне не только сохранять собственную предвыборную нишу, но даже несколько повысить свои шансы на увеличение численности фракции коммунистов в будущем составе Верховной Рады Украины.
Попытки «Удара» Виталия Кличко и «Украины, вперед» Натальи Королевской сыграть на общественном запросе третью силу не встречают широкого резонанса в обществе и в лучшем случае способны лишь обозначить их присутствие на политическом ландшафте страны. Даже при попадании их в парламент, где они не смогут играть самостоятельную роль. Не говоря уже о «Свободе» Олега Тягнибока, чьи предвыборные амбиции можно поддержать лишь от отчаяния тех избирателей, кто уже ни во что не верит. Причем, не только на западе, но частично в центре и даже на юго-востоке Украины. Но этого явно не хватает для реализации предвыборных заявлений этой националистической политической силы. И слава Богу…
Таким образом, нынешняя предвыборная кампания в украинский парламент отражает системный политический кризис доверия избирателей к пропорциональной системе голосования. Поэтому результаты голосования по партийным спискам не смогут отразить реальной расстановки политических сил в стране. А тем более уровня их реального влияния на умонастроения в обществе. Хотя определённое преимущество здесь сохраняет за собой Партия регионов. 
Неудивительно, что при такой ситуации центр тяжести доверия избирателей на этих парламентских выборах переместился на мажоритарные округа. В этом как раз и заключается второй вывод. Прежде всего, такой вывод подтверждает стремительно растущее число ежедневно регистрируемых Центральной избирательной комиссией страны кандидатов в народные депутаты Украины.
Чем дальше в лес, тем больше кандидатов. На конец прошлой недели на десять мажоритарных округов в Автономной Республике Крым их было зарегистрировано аж 208(!).  И это еще не окончательная цифра. А в целом по стране на 225 мажоритарных округов уже зарегистрировалось более трёх тысяч кандидатов. Всего же соискателей звания народного депутата Украины насчитывается порядка шести тысяч. Подавляющее число из них представляют 89 политических партий. Хотя беглый анализ говорит о том, что большинство партий выполняет чисто технические функции в пользу фаворитов избирательной гонки.  
При этом возвращение к смешанной пропорционально-мажоритарной системе выборов вскрыло её явную невыгоду в первую очередь для так называемой объединённой оппозиции. И в этом состоит третий и, на первый взгляд, парадоксальный вывод по итогам еще незавершившейся регистрации участников нынешней избирательной гонки. Сужение при смешанной системе выборов в два раза проходной части партийного списка вызвало настоящую панику в рядах оппозиционеров и вытолкнуло значительную их часть на политическую обочину. Причем без малейших шансов на дальнейшее выживание в украинском политикуме.
В проходную часть списка попали лишь те, кто оказался ближе к телу его составителей. В отсутствии Юлии Тимошенко и Юрия Луценко ими могли стать не только Арсений Яценюк и Александр Турчинов. И как раз именно в этом кроется традиционная слабость украинской оппозиции. Ничто так не объединяет оппозицию как её реальное отсутствие. Что и требовалось доказать в ходе нынешних парламентских выборов. Так что эту проблему выборов можно считать уже решенной.
Те, кто пройдет в парламент по спискам оппозиции, заранее поставили себя в состояние конфликта с теми, кто оказался вне зоны доверия их лидеров и вынуждены отстаивать  свой депутатский мандат в невероятной толчее на мажоритарных округах. Для большинства из них подобное испытание не по силам. Так что нынешняя избирательная кампания ускорит политическое банкротство очень многих оппозиционеров, чья общенациональная известность на протяжении многих лет, казалось бы, гарантировала им вечную политическую жизнь.
Не случайно объединённая оппозиция не смогла выдвинуть своих кандидатов на все мажоритарные округа в Украине. Как и следовало ожидать,  авторитетных для украинского избирателя оппозиционеров явно недостаточно, чтобы доказать свою конкурентную состоятельность на мажоритарном округе. Еще сложнее обстоит дело с выдвижением мажоритарщиков в рядах других политических сил. Так что с обновлением депутатского корпуса Верховной Рады Украины придется обождать еще как минимум пять лет. 
Разумеется, такой вывод вовсе не исключает подобной проблемы и для Партии регионов. Здесь тоже немало тех, чьё самолюбие уязвлено местом в партийном списке. В том числе и не попавший в них ялтинец Александр Черноморов, пять лет неведомо что делавший в украинском парламенте по спискам «регионалов». А ныне он вновь хочет доказать крымским избирателям свою депутатскую состоятельность в качестве самовыдвиженца. Теперь уже в борьбе против своих бывших покровителей. И тем не менее, для регионалов это скорее исключение, чем распространенная практика.
Что бы ни говорили сегодня по этому поводу, но самая высокая степень конкурентной способности на мажоритарных округах у кандидатов от Партии регионов. Это становится заметным, как только они сталкиваются в телевизионном эфире со своими непосредственными политическими оппонентами. Как правило, кандидаты-регионалы переигрывают оппонентов и по набору аргументов, и по манере ведения дискуссии, и по другим не менее важным показателям публичной предвыборной борьбы.
Одним словом, впереди нас ждет настоящая война агрессивного невежества с профессиональной аргументацией, которая порой выглядит скучно и неубедительно. Увы, но только в такой войне избирателю придется сделать свой окончательный выбор в пользу того, что ему ближе. Этот выбор и покажет, насколько мы способны преодолевать собственное политическое невежество и приближать то будущее, которое без стыда можно будет назвать подлинной демократией. Пока же мы думаем одно, говорим другое, подразумеваем третье,  делаем четвёртое, а потом удивляемся, что получается пятое. Это и есть нынешняя демократия по-украински. Как национальный продукт. Что-то вроде сала.
В то же время скорость движения к демократическим стандартам в первую очередь определяется мотивацией главных действующих лиц политического процесса. У наших нынешних героев она совершенно разная и не похожая друг на друга. Объединённая оппозиция страстно хочет свалить с властного олимпа регионалов и занять их место. Для этого основной удар по ненавистному врагу она наносит при помощи его тотальной дискриминации, где все средства хороши. От откровенной лжи до продуманной фальсификации достижений правящего режима Виктора Януковича.
Партия регионов действует совершенно в ином ключе, стремясь доказывать избирателю правомерность и эффективность проводимой ею политики. Прежде всего, в социальной сфере. Делать это всегда сложнее, чем бездумно критиковать, и здесь нужны выдержка и терпение. Ведь избиратель должен прочувствовать аргументацию партии власти на себе, чего в нашей социально-экономической действительности добиться очень и очень непросто. Но другого пути нет и придумать что-то новое сложно.
Тем не менее Партия регионов нашла мощный дополнительный ресурс для мобилизации своих сторонников по ходу нынешней избирательной кампании. Это подписанный Президентом Украины закон «Об основах государственной языковой политики». Работа над реализацией этого закона способна проявить все сильные и слабые стороны, как партии власти, так и противостоящих ей политических оппонентов. В конце концов, только по реакции украинских избирателей можно будет определить их истинное отношение к этому языковому закону.
Предвыборная кампания в определённом смысле способна выполнить роль общегражданского референдума в поддержку или не поддержку основных положений данного закона. Пока что такой референдум протекает в пользу Партии регионов и напоминает парад региональных языков. Вслед за Одессой русский язык получил статус регионального в Донецкой, Луганской, Запорожской, Днепропетровской, Херсонской областях, а также городе-герое Севастополе.
Руководство Автономной Республики Крым поступило несколько неожиданно для оппонентов и нестандартно для политиков. Внеочередная сессия Верховного Совета АРК поручила Совету министров республики в срок до 10 октября подготовить и внести предложения о порядке введения на территории автономии региональных языков. Такое решение является продуманным и наиболее взвешенным.
Не будем забывать, что наша автономия имеет собственную Конституцию и не один год занимается проблемами защиты и развития русского и крымскотатарского языков. В этом плане накоплен немалый опыт, требующий критического переосмысления и приведения в соответствие с нормами и положениями принятого языкового закона. При этом Председатель Совета министров АРК Анатолий Могилёв пригласил к обсуждению предложений по этой проблематике широкую крымскую общественность. Чтобы избежать потом односторонних обвинений в адрес властей автономии о поспешности принятых предложений.
Кстати, сам  премьер правительства Крыма, прежде чем выносить этот вопрос на сессию Верховного Совета автономии, обсудил его с ведущими  крымскими политологами и экспертами. Тем самым он в очередной раз продемонстрировал потребность и искреннее желание иметь постоянный диалог с общественностью. Хотя оппозиционно настроенная пресса упорно не желает признавать такой его подход.
Таким образом, решение крымского парламента выбило все возможные козыри у политических оппонентов Партии регионов, лишив их привычных спекуляций о монопольном подходе одной  политической силы к решению острых общественных проблем. Естественно, что тема языка в этом случае является мощным общественным раздражителем, способным при правильном использовании выполнить серьёзную роль в деле мобилизации своих сторонников на предстоящих выборах. И это является общепринятой практикой для стран с устоявшейся демократией. Что бы по этому поводу ни говорили оппоненты регионалов. Увы, но ничего подобного они предложить просто не в состоянии. А вообще к языковой теме нам придется возвращаться постоянно, поскольку она стала основным идеологическим водоразделом нынешней избирательной кампании.
Есть еще одна тема прошлой недели, которую мы обязаны напомнить читателю. 17 августа исполнилась годовщина смерти Василия Джарты. Это имя словно вихрь ворвалось в крымскую политику, сокрушая застарелые стереотипы и отжившие авторитеты. Василий Георгиевич лихо перевернул устоявшуюся пирамиду крымской власти, перенеся её центр тяжести на площадь Ленина и сделав ключевой фигуру крымского премьера. И хотя это вызвало глухой ропот в среде традиционных автономистов, никто из них не рискнул выступить против Джарты.
Именно такая схема позволила Василию Джарты и завезенной им донецко-макеевской команде придать новый импульс развитию Крымской автономии. Конечно же, вряд ли ему удалось это сделать без близости к Президенту Украины, с которым он был связан узами старой дружбы. Фактически он стал наместником Виктора Януковича в Крыму с неограниченными полномочиями. Такой статус обеспечил Василию Георгиевичу режим неприкосновенности, без чего в нашей отечественной политике трудно рассчитывать на большой успех.
Василий Джарты безошибочно определил болевые точки крымской жизни и сумел надавить на них в нужном направлении. Он снял напряженность с темы Соборной мечети и возродил крымский троллейбус, начал масштабный ремонт дорог и реконструкцию улиц Симферополя. Он также наметил главные приоритеты, на основе которых была разработана стратегия развития автономии на период до 2020 года. И всё это за каких-то полтора года. А еще Василий Георгиевич установил постоянный диалог с крымским экспертным сообществом, что значительно расширило его понимание природы и особенностей автономии.
При всей противоречивости некоторых управленческих шагов Василия Джарты и его команды, его краткий и яркий период крымского правления навсегда вошел в историю Автономной Республики Крым, и еще не раз будет анализироваться теми, кто пришел или придет ему на смену. Увы, но личности масштаба  Джарты посещают нашу территорию нечасто.
А наш традиционный совет начинающему политику на этот раз мы позаимствуем у гения власти и блестящего афориста Уинстона Черчилля: не идите в политику, если кожа у вас чуть тоньше, чем у носорога.  
Александр Форманчук