НИКОЛАЙ СКОРИК: В Крыму стабильная финансовая ситуация

В этом году в Крыму можно наблюдать как никогда высокий рост поступлений в республиканский бюджет. О причинах перевыполнения доходной части крымской казны, а также о финансовой самостоятельности Крыма, «Чистом городе» и рейтинговых оценках мы беседовали с министром финансов АРК Николаем Скориком.
ПОДДЕРЖКА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПОДАКЦИЗНОЙ ПРОДУКЦИИ СТИМУЛИРУЕТ ИХ ВЫХОД ИЗ ТЕНИ

– Николай Леонидович, в первом полугодии бюджет Крыма перевыполнен почти на 24%, в июле снова зафиксировано перевыполнение. С чем это связано?
– План перевыполнен в основном за счет акцизного сбора. Акциз поступает непосредственно в республиканский бюджет, это дает большую свободу маневра в части стимулирования.

– В чем заключается программа стимулирования производителей подакцизной продукции?
– Часть средств от перевыполнения акциза направляется тем предприятиям, которые перевыполнили свои показатели, на пополнение оборотных средств, реконструкцию основных фондов и т. д. Они заинтересованы в том, чтобы больше заплатить налогов. У нас, к сожалению, экономика страдает от тенизации, а здесь наоборот, стимулируется выход из тени, есть конкретный экономический эффект.  

– Это винодельческие предприятия?
– Основной плательщик акциза – это «Крымская водочная компания». Это крепкий алкоголь, ставки акциза выше. К сожалению, постоянно идут нападки со стороны других регионов, они пытаются на уровне Киева инициировать вопрос, чтобы этот сбор у Крыма забрали, потому что таким образом сюда подтягивают новых производителей, с их точки зрения делая перекос. Хотя реально никакого перекоса нет, потому что то, что платят производители акциза в Крыму при нашем эксперименте, они никогда бы не платили при обычной системе, искали бы другие схемы.

– Кто определяет, на какие цели направляются средства от перевыполнения бюджета?
– В конечном итоге определяет Верховная Рада АРК, по тем предложениям, которые вносит правительство Крыма.

 КРЫМ – УНИКАЛЬНЫЙ РЕГИОН

– Можно ли говорить, что при сохранении высоких темпов пополнения бюджета Крым перестанет быть дотационным регионом?
– Есть два основных бюджетообразующих налога, которые доведены Крыму. Это налог на доходы физических лиц и акциз. С другой стороны, есть расходы, в том числе делегированные, по образованию, здравоохранению. Этих расходов намного больше, чем Крым собирает собственных налогов. И разница регулируется межбюджетными трансфертами. Если говорить о сумме налогов, которые собираются, то Крым не является дотационным регионом. Но формально при современной системе бюджетообразования мы во многом зависим от трансфертов из Киева.

– Крымское правительство инициирует внесение изменений в Конституцию Крыма и Конституцию Украины. Как вы относитесь к этой инициативе?
– Я являюсь сторонником большей самостоятельности региона. Крым – это республика, обладающая своей Конституцией, своим правительством. Изменения, которые инициируются в Конституцию, будут на пользу не только Крыму, но и Украине в целом, потому что свобода регионов, в первую очередь экономическая, это совсем не означает центробежные тенденции в государстве, наоборот – центростремительные. Каждый регион, работая на себя, работает на государство в целом. Но самое главное, что Крым – уникальный регион. Это единственная республика в составе унитарного государства Украина. Крым уникален по своей природе, своей истории, к Крыму должно быть другое отношение. Очень приятно, что в последние два года руководство страны как раз такое отношение и демонстрирует. Ежегодно направляются серьезные деньги на социально-экономическое развитие с пониманием того, что Крым достоин большего, чем есть на сегодняшний день.  

УПЛАТА НАЛОГОВ – ЭТО НЕ ДАВЛЕНИЕ НА БИЗНЕС, А ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА

– Курортный сезон в Крыму плавно подходит к концу. Насколько он успешен с финансовой точки зрения?
– Нам нужно очень серьезно работать над детенизацией курортного сектора, потому что прямой зависимости роста числа туристов и поступления налогов, к сожалению, пока нет. Это одна из стратегических задач развития Крыма до 2020 года. Действительно, для нас это почетно, и Крым, и государство много делают для того, чтобы привлечь туристов, но как раз налогового выхода нет. Хорошо, что к нам приезжают туристы, но должно быть не только дополнительное давление на наши канализационные сети, а и дополнительные источники поступлений в бюджеты всех уровней. Нужно прийти к той ситуации, когда курортный сектор будет максимально детенизирован, когда элитные рестораны не будут платить своим сотрудникам 200 грн. зарплаты. Правительство под руководством Анатолия Владимировича Могилева активно с этим борется, и Министерство финансов АРК в рамках своих полномочий принимает в этом процессе активное участие.  

– Тем не менее, какие-то положительные результаты в курортной сфере есть?
– Они есть. Действительно, отдельные местные советы увеличили свои бюджеты, но в то же время мы видим сельские советы, где 80 или даже 100% прибрежной торговли незаконны. Что от этого может получить поселковый и республиканский бюджет? Ничего. Да, зарабатывают люди, наверное, это неплохо в сложной ситуации, но нам нужно приходить к тому, что желание, чтобы предприниматели платили налоги – это не давление на бизнес, это элементарная европейская практика. К сожалению, есть люди, которые с одной стороны хотят жить в Европе, а с другой стороны не хотят платить налоги. В Швейцарии, Германии и Бельгии, к уровню жизни которых мы так стремимся, 50-70% отдается государству. А у нас порой идет подмена понятий, когда предприниматель элементарно не хочет платить налоги и называет это удушением бизнеса.

СИМФЕРОПОЛЬ ДОСТОИН БЫТЬ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЧИСТЫХ ГОРОДОВ УКРАИНЫ

– На каком этапе находится реализация проекта по строительству мусороперерабатывающего комплекса в Симферополе?
– Заканчиваются все необходимые моменты по проекту мусороперерабатывающего комплекса, есть земельный участок, на него заканчивается получение всех документов. Просто получилось, что мы реализовываем такую масштабную программу первыми в Украине. Из 133 млн. грн. освоены 68 млн. грн., все идет согласно плану. Проверяющие органы постоянно этим интересуются. На сегодняшний день каких-то серьезных вопросов нет.

– Это мусороперерабатывающий комплекс или он будет работать как сортировочная линия?
–  Это будет сортировочный комплекс. В том варианте, как он планировался под 400 млн. грн., он должен был не только перерабатывать, но и производить тепловую электрическую энергию. 133 млн. грн. на реализацию комплекса современной сортировки и переработки не хватает, поэтому будут только уборка, утилизация и сортировка. Но если говорить об экономической составляющей, то главная экономика в сортировке, в продаже вторичных материалов. После сортировки остаются так называемые хвосты, которые не подлежат сортировке, биологические отходы – они должны были быть утилизированы с хорошим выходом энергии. Полная утилизация «хвостов» носила бы экологический характер.

–  Что же мешает качественной уборке мусора в Симферополе?
–  Одним из факторов является низкий уровень оплаты услуг по вывозу мусора, в первую очередь в частном секторе. Можно сколько угодно ругать городские службы, «Чистый город», кого-то еще, но если не заплатил за вывоз мусора, а выкинул его там, где тебе понравилось, то рассчитывать, что завтра его оттуда вывезут, не стоит. Заключение договоров – это достаточно сложный, длительный процесс, «Чистый город» им занимается. И здесь пресса должна не только ругать коммунальные службы, «Чистый город» и нас как кураторов, хотя критика во многом справедлива, но и выполнять просветительскую функцию. А подогревать у граждан желание не платить и иметь чистый город – это два противоположных и несовместимых между собой желания.

–  Какова судьба двух траншей республиканского займа?
– Второй и третий транш пока не планируются. Пока задача четко обслуживать первый транш в 133 млн. грн., что мы и делаем. Если говорить о самом займе, то он считается одним из лучших местных займов Украины, как по схеме размещения, так и по своей цене. Наши бумаги очень ценятся на рынке и ими практически не торгуют. Инвесторы их держат у себя, считая их достаточно надежными, ведь все говорят о возможной волне нового кризиса. Поэтому в плане финансовой реализации я считаю, что без ложной скромности этот проект нужно однозначно поставить в заслугу Министерству финансов АРК. Были вопросы с реализацией проекта, подвергались во многом справедливой критике, но на то было много объективных причин, во многом не зависящих от нас. В том, что касалось Минфина, мы все сделали максимально четко.

В КРЫМУ СТАБИЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, СТАБИЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ СИТУАЦИЯ

– Крым получил высокие рейтинговые оценки инвестиционной привлекательности от Standard&Poor’s, IBI Rating. Каких положительных изменений в связи с этим можно ожидать?
– Рейтинги – это индикативные показатели финансовой стабильности региона. Они подтвердили, что мы достаточно легко можем обслуживать займы. Инвестиционная ситуация, привлекательность региона, взаимодействие власти и бизнеса, реализация отраслевых программ, темпы развития региональной экономики входят в интегральный показатель агентств. IBI Rating с меньшим послужным списком, а Standard&Poor’s – это одно из ведущих в мире агентств. На них повлиять невозможно. Я думаю, это большое достижение для Крыма, что в такие сложные годы удается демонстрировать динамику повышения международных рейтингов. Соответственно, растет доверие международных инвесторов, крупных корпораций. Standard&Poor’s дает сигнал, что в Крыму можно строить бизнес, в Крыму стабильная власть, стабильная финансовая ситуация.

– Какие-то расходы связаны с получением рейтинговых оценок?
– Уже шесть лет порядка 100 тыс. грн. закладываются в республиканский бюджет. Но публикация этого рейтинга заменяет не одну встречу с инвесторами и как минимум равнозначна небольшому международному форуму. Это документ, количественное и качественное выражение той работы, которую ведет крымская власть.

Марина Резникова