О биометрических паспортах

Сейчас человечество легко может подсчитать и расстояние до далёких звёзд, и число клеток в человеке. А вот сколько людей проживает сегодня в Украине, мы можем сказать исключительно условно, потому как имеющиеся базы данных отдельных служб и ведомств считают людей по отдельным определяющим их признакам, и практически любая такая информационная система является неполной и ограниченной. Про перепись населения вообще нет смысла говорить – последний раз она проводилась в 2001 году, следующая пройдет в 2013 году. Но точность такой переписи, так же, как и регулярно публикуемые данные Госкомстата, у всех, кто имеет представление о статистике как о науке, вызывает большое сомнение.
Примером ведомственных баз данных о гражданах Украины и их точности может служить Государственный реестр избирателей. Для ведения данного реестра создана разветвленная система органов, которые на местах на профессиональной основе ведут учет всех лиц, зарегистрированных в регионе и имеющих право принимать участие в голосовании на выборах разных уровней (например, в Симферополе органы Госреестра работают в каждом районе города). Информацию об изменениях в списке голосующих в регионе Госреестр регулярно получает от соответствующих структур – ЗАГСов, паспортных столов и т. д. Но каждые выборы выявляют несовершенство этой базы данных и ее ведения, ведь регулярно находятся люди, которые по какой-то причине в списках не учтены. Еще один фактор – база данных Госреестра учитывает только избирателей, соответственно, лица моложе 18 лет в этой базе не считаются. Говорить же о том, чтобы отследить, какие документы выданы и оформлены на то или иное лицо – паспорта, дипломы, водительское удостоверение, документы на те или иные категории льгот – вообще не представляется возможным, ведь такой базы данных у государства нет.

Коренным образом разрешить вопрос наличия у государства определенного набора необходимой информации о своих гражданах призван законопроект «О Едином государственном демографическом реестре», который 6 сентября 2012 года был принят за основу Верховной Радой Украины – окончательное утверждение данному законопроекту ещё предстоит.

Проектом предлагается урегулировать в рамках одного закона все вопросы создания и функционирования Единого государственного демографического реестра и порядок оформления, выдачи, обмена, продолжения срока действия, изъятия, возврата государству, уничтожения документов, удостоверяющих личность, подтверждающих гражданство лица или его специальный статус. Законопроект содержит норму, согласно которой в Единый государственный реестр вносятся фамилия и имя, дата рождения/смерти, сведения о родителях и попечителях, гражданстве, выданных документах, оцифрованный образец подписи, фото.
Проектом предлагается внедрение документов с электронным носителем биометрической информации для выезда за границу. Лицам, которые в связи со своими религиозными убеждениями отказываются от внесения информации в бесконтактный электронный носитель информации, имплантированный в соответствующие бланки документов, оформление и выдача таких документов должна осуществляться в порядке, определённом Кабинетом Министров Украины.

Такая база данных Украине нужна – сомнений нет. Её наличие коренным образом преобразует и упростит работу всем: органам статистики, органам государственной власти и местного самоуправления, самим гражданам, ведь получение наиболее важной и востребованной информации о человеке будет занимать считанные минуты без необходимости делать многочисленные запросы в самые разные структуры и ведомства. Главное, чтобы при этом были соблюдены два чрезвычайно важных момента: во-первых, информация в базу вносилась корректно и под тщательным контролем, а во-вторых – чтобы доступ к информации имели лишь те лица, которым эта информация нужна в порядке выполнения государственных функций.
 
Татьяна Швец