ЕЛЕНА СОТНИКОВА: о регистрационной службе, юридических клиниках и Европейском суде

ЕЛЕНА СОТНИКОВА: о регистрационной службе, юридических клиниках и Европейском суде

С 2014 года существенно увеличилась нагрузка на органы Министерства юстиции Украины в части регистрации земли, недвижимости, общественных организаций, банкротства предприятий и пр. О новом режиме работы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в АРК мы побеседовали с начальником ведомства Еленой Сотниковой.

– Елена Олеговна, с 2014 года земельные службы перестали выдавать акты на землю, заменив их свидетельствами на право собственности от Министерства юстиции. В чем суть этих изменений и что это дает обычным гражданам?
– Эти изменения являются частью процесса реформирования системы регистрации прав на недвижимость. Недвижимость всегда неразрывно связана с землей, поэтому с 2014 года права собственности, аренда, постоянное пользование и другие права на землю наряду с объектами недвижимости регистрируются в органах юстиции с выдачей соответствующих документов. Весь этот документооборот ведется в электронном виде на специальных серверах в Украине. Размещение сервера в Украине стало доступно благодаря хостинг компании UAUNIT. Поэтому электронный обмен данными Государственного реестра прав на недвижимость, позволяет  осуществлять ведение государственного земельного кадастра онлайн, госрегистратор может оперативно получать информацию о земельных участках, зарегистрированных органами Госземагенства.

– С нового года БТИ лишились функций по регистрации недвижимости, теперь этим занимается регистрационная служба при министерстве. Произошло ли упрощение процедуры или возникла только дополнительная путаница?
– Реформирование законодательства в этой области направлено на упрощение и удешевление ранее существовавших процедур. Новая система предусматривает проведение государственной регистрации всех прав на недвижимое имущество одним государственным органом в одном государственном реестре по принципу «единого окна». Максимально прозрачной также является и оплата предоставляемых услуг. Лицу, обратившемуся к государственному регистратору, необходимо внести два платежа – государственную пошлину за проведение государственной регистрации права или обременения и плату за получение извлечения из реестра (документа, подтверждающего факт проведения государственной регистрации).

– Сколько регистрационных служб действует в Крыму?
– Создание эффективной системы органов государственной регистрации прав базировалось на принципе административно-территориального деления Крыма. Наша цель – максимально обеспечить регистрационными услугами население автономии. К примеру, регистрационные органы созданы в тех районах, где ранее предприятия БТИ не работали (Первомайский, Кировский, Советский). В настоящее время в Крыму действуют 22 регистрационные службы, входящие в состав территориальных органов юстиции.

– Есть данные о том, что нотариусы с получением функций БТИ значительно повысили цены на свои услуги. Есть ли такая тенденция в Крыму?
– Необходимо подчеркнуть, что нотариусы не заменили никоим образом органы БТИ. БТИ – это по-прежнему орган, проводящий инвентаризацию и оценку всех без исключения объектов недвижимости. Нотариусы же теперь при совершении нотариальных действий в отношении любых объектов недвижимости обязаны зарегистрировать в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество переход права собственности к новому владельцу. По ценам тенденции к росту цен мы не наблюдаем. Многие путают плату за оформление документов с той суммой, которая действительно является оплатой труда именно нотариуса. Например, непосредственно у нотариуса проводится оплата и государственной пошлины, и услуг, связанных с работой Государственного реестра вещных прав. К тому же сегодня гражданам нет нужды заказывать и оплачивать так называемый «вытяг БТИ», получение которого ранее отнимало у людей много времени. Получается, что гражданин платит столько же, сколько и раньше. Просто сегодня все платежи за отдельные документы, которые ранее собирались в разных инстанциях и оплачивались там же, теперь можно осуществить, непосредственно обратившись к нотариусу за оформлением сделки.

– В связи с расширением функций министерства будет ли увеличен его штат?
– Наше управление является территориальным органом Министерства юстиции Украины и финансируется за счет госбюджета. Граничная численность штатных работников утверждается Кабинетом министров Украины. Мы письменно обратились в Министерство юстиции Украины по вопросу увеличения штатных единиц регистрационных служб районных, городских, горрайонных управлений юстиции АРК. При положительном решении вопроса нагрузка на государственных служащих органов юстиции Крыма будет распределена пропорционально.

– Регистрационная служба с этого года столкнулась с большим наплывом посетителей. Удалось ли сгладить неудобства для граждан?
– Действительно, нагрузка на государственных регистраторов объективно возросла. В первую очередь потому, что законодательство в области государственной регистрации прав на недвижимость претерпело существенные изменения. Значительно расширен перечень вещных прав, подлежащих государственной регистрации. С 2014 года обязательной государственной регистрации подлежит не только право собственности, но и производные от него права, к примеру, право пользования, аренда, а также все виды обременений, такие как ипотека, налоговый залог и др. Главным управлением юстиции приняты меры по организации надлежащего приема граждан во всех регистрационных службах Крыма. Утвержден гибкий график работы государственных регистраторов, кроме рабочих дней прием ведется в субботу с 9.00 до 16.45. В городах республиканского подчинения созданы информационно-консультативные группы для оказания правовой помощи в составлении проектов документов, предоставления консультаций населению.

– Где крымчане могут получить бесплатную правовую помощь и по каким вопросам они могут обращаться?
– Бесплатная первичная правовая помощь включает предоставление правовой информации, консультаций и разъяснений, составление заявлений, жалоб и др. Сегодня при органах исполнительной власти действуют общественные приемные по оказанию бесплатной первичной правовой помощи, консультативные пункты. При управлениях юстиции созданы 29 общественных приемных, а также 9 общественных приемных при органах власти и самоуправления. В 2012 году приемными предоставлено более 3 тыс. консультаций и 460 – на протяжении текущего года. Кроме этого, работники органов юстиции принимают участие в работе 255 выездных консультационных пунктов, где оказано около 1 тыс. консультаций в 2012 году и 127 – в этом. Также предоставлением первичной правовой помощи занимаются юридические клиники, которые создаются при юридических факультетах вузов III-IV уровней аккредитации. В таких клиниках студенты оказывают бесплатные юридические консультации лицам, которые не могут себе позволить обратиться за платной юридической помощью. Бесплатная вторичная правовая помощь предоставляется задержанным лицам и лицам, привлекаемым к уголовной ответственности.

– Украинцы завалили исками Европейский суд по правам человека. А как часто крымчане обращаются в Страсбург?
– У нас действует региональное отделение Секретариата Правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека. В течение прошлого года в Крыму им выполнено 19 поручений Правительственного уполномоченного по изучению и сбору доказательств в отношении конкретных фактов нарушений положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Предметом обращения граждан в Европейский суд по правам человека в 2012 году составили нарушение статей Конвенции: «Право на справедливый суд», «Право на жизнь», «Запрет пыток», «Право на свободу и личную неприкосновенность», «Право на уважение частной и семейной жизни», «Право на эффективное средство правовой защиты», «Запрет дискриминации» и др. В текущем году уже отработано 7 поручений Правительственного уполномоченного в связи с рассмотрением Европейским судом дел, которые были возбуждены по заявлениям крымчан.

– Одно из направлений работы Министерства юстиции – это исполнение судебных решений. Но при этом по статистике только треть решений успешно исполняется. С чем это связано?
– Исполнение судебных решений не на 100% связано с объективными и субъективными причинами.  Законодательство, которое касается исполнения решений судов, не совершенно. Изменения 2011 года ужесточили требования к должникам и расширили полномочия государственных исполнителей, однако отдельные законы препятствуют исполнению судебных решений. Например, это закон «О введении моратория на принудительную реализацию имущества», закон «О мероприятиях, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса». С 1 января 2014 года вступил в силу закон «О гарантиях государства относительно исполнения судебных решений», по которому государство гарантирует исполнение решений судов в отношении госорганов и госпредприятий.

– А в чем заключается субъективный фактор?
– Одна из проблем – это чрезмерная загруженность госисполнителей и текучесть кадров. В Крыму на исполнении у каждого из них находится 319 дел в месяц. При этом кроме проведения исполнительных действий госисполнителю нужно еще и представлять интересы исполнительной службы в судах, отвечать на жалобы, предоставлять и обобщать аналитическую информацию. Если у должника отсутствует имущество, на которое можно обратить взыскание, а проведенные государственным исполнителем мероприятия по розыску такого имущества оказались безрезультатными, он имеет законные основания окончить исполнительное производство и возвратить исполнительный документ взыскателю. Реальное исполнение судебных решений – это на самом деле титаническая работа, которая далеко не всегда заканчивается успехом. Ведь 70% граждан, несмотря на то, что суд или иной орган вынес решения о взыскании с них сумм, отказываются их платить самостоятельно.

– В январе вступила в силу новая редакция закона о банкротстве. В чем ее особенности и какое место отводится Министерству юстиции?
– Реформирование в сфере банкротства происходило в несколько этапов. Первый – это передача контрольных полномочий в сфере банкротства от Министерства экономического развития и торговли Украины к Министерству юстиции Украины в 2011 году. Следующим этапом стали изменения в закон «О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом», разработка и вступление в законную силу новой нормативно-правовой базы с учетом изменений законодательства Украины и мировой практики в сфере банкротства. Из новшеств: теперь арбитражные управляющие являются субъектами независимой профессиональной деятельности и приравниваются к служебным лицам юридического лица – банкрота, в связи с чем изменился порядок контроля за их деятельностью. Введены понятия дисциплинарного проступка и дисциплинарной ответственности арбитражных управляющих, квалификационной комиссии, дисциплинарной комиссии арбитражных управляющих. Теперь арбитражные управляющие могут объединяться в саморегулируемую организацию. Изменен порядок их обучения. В новой редакции закона не предусмотрена процедура банкротства отсутствующего должника. В целом же закон в новой редакции призван более четко регулировать процедуры банкротства, а также деятельность всех участников.

– Одна из новых функций органов юстиции – регистрация объединений граждан. Как изменилась эта процедура? Сколько объединений было зарегистрировано в Крыму?
– С 1 января 2014 года в Украине введен в действие новый закон Украины «Об общественных объединениях».  Закон устранил наличие двух регистрирующих органов, которые до 2014 года занимались регистрацией общественных организаций, определив единым регистрирующим органом территориальные управления юстиции в городах и районах. В связи с законодательными новшествами управлениями юстиции Крыма принято от исполнительных комитетов органов местного самоуправления 2500 регистрационных дел общественных организаций.  Закон предусматривает бесплатную регистрацию общественных организаций, вместе с тем за принятие уведомления об изменениях в уставных документах взимается плата в размере трех необлагаемых минимумов – 51 грн. Общая цифра легализованных в Крыму объединений составляет около 4500, что свидетельствует о высоком уровне гражданской активности.