АЛЕКСАНДР ЖЕЛЕЗНЯК: «Ты должен стремиться к тому, чтобы заниматься чем-то любимым»

АЛЕКСАНДР ЖЕЛЕЗНЯК: «Ты должен стремиться к тому, чтобы заниматься чем-то любимым»

О путешествиях в другие города и страны мечтают многие. Но далеко не все делают шаги на пути к своей мечте. Главный редактор русской версии журнал National Geographic Traveler Александр Железняк побывал во многих странах мира и продолжает узнавать новые места. Он пишет, снимает, увлекается историей, этнографией, дайвингом, горными лыжами и парусными яхтами.  О приключениях и открытиях Александр Железняк рассказал корреспонденту Крымского информационного агентства.

Досье: Александр Железняк родился в Севастополе.  Окончил МГУ им. Ломоносова, факультет журналистики. Работал корреспондентом в журнале «Вокруг света», был главным редактором журнала «Яхтенный мир», заместителем главного редактора издания «Экспедиция», руководил журналом Yacht Russia,  с октября 2008 года возглавляет российский National Geographic Traveler.

– Александр, как часто вы бываете в родном городе?
– Я не очень часто бываю в Севастополе, но порой заносит судьба. Раз в два-три месяца. Иногда бывает, что год могу не появляться.  А потом снова возникает какая-нибудь командировка, и я приезжаю к родителям.

– Вы посетили довольно большое количество стран. В какой из них вам хотелось бы остаться, может, в каком-то конкретном городе?
– Вы знаете, одно время я мечтал остаться в каких-то южных теплых краях, например, Греция или Таиланд, Камбоджи.  Там очень красиво, очень тепло, очень приветливые люди. Но там как-то тяжело работать, потому что выпьешь с утра бокальчик холодного белого вина, и к обеду тебе как-то совсем не хочется работать. Начинается сиеста, а во время сиесты еще бокальчик, и к вечеру ты понимаешь, что день прошел, а ты ничего не сделал. Поэтому нужно, видимо, искать какой-то баланс между севером и югом, потому что на севере ты вынужден выживать, включаются какие-то инстинкты. Ты вынужден работать, двигаться, бегать, прыгать. К примеру, мне очень понравилась Исландия.  Хотя местные жители страдают, и говорят, что у них высокий уровень самоубийств от исландской тоски. Но на самом деле у них достаточно неплохо по сравнению с Москвой. В Москве солнечных дней, мне кажется, меньше, чем в Исландии, да и экология похуже.

– Никогда не хотели вернуться обратно и жить в Крыму?
– Такие мысли меня посещают, безусловно, я мечтаю, как и многие люди, вернуться на родину и иметь какой-нибудь маленький домик, маленький бизнес на старости лет.  Наверное, да, вполне.  Пока что, к сожалению, у нас столько всяких неустроенностей в жизни, в которых чувствуешь себя не очень комфортно.  Я избегаю в Крым приезжать летом. Потому что и Севастополь, и Крым летом – это совершенно сумасшедшие приезжие, их огромное количество, безумные цены и совершенно безумные местные, которым нужно заработать за два месяца себе на год, и их тоже отчасти можно понять. Поэтому я считаю, что Крым прекрасен осенью, и в Севастополь я очень люблю приезжать в сентябре-октябре, походить с рюкзаком по горам, это самое прекрасное дело.

– Вы прошли путь от фотокорреспондента до главного редактора престижного издания. Могли бы дать советы начинающим репортерам?
– Ты не должен стремиться к успеху в чистом виде. Ты должен стремиться к тому, чтобы заниматься чем-то любимым, чем-то интересующим тебя. Мне просто в школе очень сильно повезло с учителями истории и географии. Благодаря этим двум людям я влюбился в их предметы, и благодаря родителям, которые меня всегда возили по нашим Крымским горам, я понял, что без этого не могу двигаться, развиваться. И когда я стал заниматься журналистикой, я понял, что это то направление в журналистике, по которому я пойду.  В психологии есть такое понятие «чувство пути». Я уверяю вас: у всех в жизни происходят какие-то моменты, которые могут их повести по правильному пути или наоборот. У всех в жизни может оказаться момент, когда ты стоишь на развилке и понимаешь, что здесь тебе обещают золотые горы, ты реально завтра начнешь зарабатывать шальные «бабки», купишь квартиру, у тебя будет много женщин и т.д. А сюда ты пойдешь, ты вроде будешь заниматься чем-то интересным, а денег-то и не будет. Но у нас настолько сейчас меркантилизированное общество, что мы идем по тому пути, где есть деньги. Надеюсь, не мы, а большинство людей. Когда я преподаю фотографию, меня студенты часто спрашивают: «Скажите, а сколько зарабатывает фотограф? А сколько Вам платят за фотографию?» Слушайте, вы спросите что-нибудь про экспозицию, про выдержку, а вы спрашиваете про деньги. Если вы хотите денег зарабатывать, то идите в другое место! Это проблема общества, что люди ищут не себя, а ищут «бабло».

– Ваш совет?
– Нужно искать себя, заниматься тем, что по душе, тем, что вы любите, отчего вас прёт просто.

– На что вы прежде всего обращаете внимание, когда оцениваете материалы, которые приходят в редакцию?
– Они должны быть профессиональные. Можно говорить, что я снял потрясающий сюжет и прислал его вам.  Вы посмотрите журнал, никто не публикует просто один снимок, – идет серия, репортаж, репортаж с текстом, без текста. Люди не задумываются, что у журнала есть формат, им кажется, что они сняли выпрыгивающую какую-то рыбку, красиво, одну, они думают, что это пойдет. Это не пойдет. Нужно 280 таких рыбок снять с какой-то историей.

 
Анастасия Вакарчук
Фото из личного архива Александра Железняка