Полосы неприятностей заканчиваются взлетами праздников

«Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности». Эти слова известного российского историка Василия Ключевского нагляднее всего иллюстрируют события прошлой политической недели. Они как на рентгеновском снимке отразили темные и светлые пятна эволюции общественно-политического и духовного сознания в стране за все годы ее независимости. И вновь главными стимуляторами такого отражения выступили традиционные майские праздники и светлый праздник Пасхи. Эволюция политического сознания и общественных настроений в Украине по поводу этих праздников как нельзя лучше вскрывает драматургию развития политических процессов как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах.

Нынешнее празднование Первомая показало, что отношения регионов к этому празднику развиваются в парадоксальном ключе. Для Юго-Востока страны прослеживается четкая тенденция не только сохранения традиций Первомая в народной памяти, но и их творческого развития в новых исторических условиях. Сегодня главным мотивом массового выхода людей на первомайскую демонстрацию в юго-восточных областях и Крыму является не столько желание продемонстрировать международную солидарность трудящихся, сколько стремление поддержать исторические традиции майских праздников. Это уже не столько праздник трудящихся, сколько всенародный праздник весны. В этом и кроется самое главное таинство современного Первомая.
Хотя для значительной части демонстрантов украинского Востока и Юга это праздник советских традиций, главный смысл которых запечатлен в бессмертном лозунге «Мир! Труд! Май!». Главными хранителями этой традиции остаются коммунисты. И не только. Не следует забывать, что под этим лозунгом Первомай отмечается в 142-х странах мира. Отмечается в разных формах и традициях, от которых праздник не утратил своей привлекательности и подлинного исторического смысла.  
Тогда как на Западе Украины для большинства жителей Первомай воспринимается как один из символов советской «оккупации», что, естественно, противоречит их праздничным настроениям. Поэтому здесь не наблюдается массовых демонстраций людей. Хотя и здесь есть немало сторонников этого весеннего праздника. Ведь весной, как известно, обновляются чувства людей, и так хочется очистить их от повседневной скверны. Не случайно, очевидно, Первомай совпадает с великим праздником Пасхи. За последние годы эта взаимосвязь ощущается все более явственно. Хотя для большинства людей это происходит на подсознательном уровне. Что лишь усиливает такое чувственное ощущение.
При этом мало кто задумывается, что это ощущение имеет и политическое измерение. Первомайская демонстрация является удобной площадкой для выражения протеста против политической пошлости, информационного ига и засилья потребительской психологии. Поэтому среди первомайских демонстрантов все чаще можно встретить представителей социальных групп населения, не испытывающих идеологических потребностей участия в этом празднике. Здесь мы видим тех же байкеров и других различных самодеятельных организаций людей, желающих донести свои настроения, как до местного руководства, так и до широких слоев общественности.
Особенно здесь активничает молодежь, которая в поиске чего-то нетрадиционного и протестного изобрела даже такую форму своего участия в Первомае как «монстрация». Главной фишкой таких «монстрантов» являются эпатажные лозунги типа «купите пудру для мозгов». Такая не агрессивная форма молодежного протеста вызывает лишь улыбки и абсолютно не портит праздничного настроения. Наоборот, даже усиливает восприятие первомайской демонстрации как чего-то нового и непривычного. И, прежде всего, отражает разнообразие современных общественных настроений. Что можно лишь приветствовать.
В плане массовости и творческого разнообразия первомайских демонстраций Крым стал безоговорочным лидером в Украине и, похоже, не намерен уступать такое лидерство. Во всяком случае, в ближайшем обозримом будущем. Из года в год количество желающих принять участие в первомайском шествии по центральной улице Симферополя растёт, и в нынешнем году достигло рекордного для последних 20-ти лет уровня в 20 с лишним тысяч человек. И как бы идеологические оппоненты не утверждали, что такое число стало возможным потому, что власти в лице ненавистной Партии регионов «заставили» их «из-под палки» участвовать в демонстрации, опорочить такую массовость уже невозможно.
Конечно, такая массовость невозможна без организации со стороны органов местного самоуправления, различных политических партий и общественных движений. На то Первомай и является государственным праздником. Однако нужно быть душевнобольным, чтобы не видеть, что подавляющее большинство демонстрантов вышли на улицы абсолютно добровольно. И, что называется, в соответствии с высокими порывами души. Отсюда и ежегодный прирост демонстрантов. И не только в Симферополе, но и во всех городах и райцентрах Крыма.
Такой рост популярности Первомая в Крыму нельзя считать случайностью, а тем более признаком некоей «совковой убогости» крымчан, как это пытаются подать национал-патриоты и «истинные демократы» от так называемой украинской объединенной оппозиции. Скорее напротив: они лишь подчеркивают узость политического кругозора оппозиции, её страстное нежелание поддерживать преемственность поколений из-за тупой ненависти ко всему советскому. Поэтому рост численности участников первомайских демонстраций в Крыму можно по праву считать реакцией на пренебрежительное отношение украинских оппозиционеров к Крымской автономии и крымчанам. И чем больше они будут демонстрировать такое отношение, тем больше будет желающих среди крымчан выйти на улицы в день Первого Мая.
В то же время нельзя не отметить, что рост популярности Первомая в Крыму можно расценивать также в качестве признака роста доверия как к руководству автономии в лице Председателя Совета Министров АРК Анатолия Могилева и Председателя Верховного Совета АРК Владимира Константинова, так и к правящей в Крыму Партии регионов. В свою очередь такое доверие работает на персональный авторитет лидера крымских регионалов Анатолия Могилева. Что невозможно оспорить. Ни оппонентам регионалов, ни разным недоброжелателям Анатолия Владимировича в среде самих крымских регионалов.
И все же нужно признать, что празднование Первомая в целом по Украине прошло далеко неоднозначно. Нельзя не заметить, что в Украине в целом количество противников празднования Первомая также растет. И не только в областях Западной Украины, где это выглядит естественным историческим процессом. Неприятие этого праздника характерно сегодня также для центральных областей Украины. А в столице Украины – Киеве – отношение к Первомаю можно считать провальным. А история учит: кто проигрывает столицу, тот проигрывает сражение. В данном случае речь идёт о сражении за умы граждан страны.
Нельзя также не заметить, что руководство страны более чем скромно относится к празднованию Первомая. Создается впечатление, что оно стесняется выразить свое искреннее отношение к этому пока еще государственному празднику. Очевидно, чтобы не «обидеть» национал-патриотов. Или отечественные средства массовой информации, где господствует негативное и ироничное отношение к празднованию 1 Мая. Хотя вполне возможно, что в этом как раз и проявляется искренность отношения высшего руководства страны к Первомаю.
Как бы там ни было, но отношение к празднованию Первомая в масштабах страны подтверждает историческую неоднородность украинских территорий, которая с годами не только не сглаживается, но и всё больше закрепляется на ментальном уровне. Преодолеть такую неоднородность невозможно ни административно-командными методами, ни идеологическим принуждением со стороны национал-патриотических сил. Или политических сил иного порядка. Отсюда стремление одних прикрыться зонтиком Евросоюза, а других – уйти под прикрытие Таможенного союза. Ведь не случайно отечественный политикум постоянно твердит о необходимости скорейшего цивилизационного выбора Украины. Куда, разумеется, включаются и праздники, доставшиеся нам от наших старших поколений.
К великому сожалению, в арсенал цивилизационного выбора Украины включен и великий праздник православных христиан – Воскресение Христа. Отношение к этому весеннему церковному празднику в Украине тоже слишком неоднозначно. Здесь также четко прослеживается противостояние старых и новых подходов к толкованию роли церковных праздников в государственном строительстве. Поэтому светлый весенний праздник Пасхи отмечается в Украине как минимум в четырех вариантах, соответствующих количеству православных церквей. Причем это не мешает прихожанам всех церквей искренне радоваться Воскресению Христа и верить в счастливое обновление своей личной жизни. В этом, наверное, и кроется сила подлинной Веры, как, впрочем, и подлинной Надежды. А заодно и подлинной Любви. На этих трех христианских символах и покоится вера в Бога.
Давно известно, что человек есть то, во что он верит. Поэтому спасают не дела его, ибо они всегда скудны, а вера. Не исключено, что именно об этом думал Президент Украины Виктор Янукович в пасхальную ночь под час богослужения во Владимирском соборе древнего Херсонеса. В этом будет отмечаться 1025-летие Крещения Киевской Руси, начало которому положила херсонесская земля. И Президент своим присутствием здесь подчеркнул важность этой исторической даты для духовного единения страны.
Было бы правильно и по-христиански, если все наши отечественные политики забыли о собственном тщеславии и гордыне, вспомнили о своей личной ответственности перед Господом и прекратили междоусобные политические войны во имя торжества той справедливости, за которую Иисус Христос отдал свою земную жизнь. Ведь тем самым он спас всех от вечного погрязания в грехах. Своим Воскресением Христос дал нам шанс на искупление грехов и важно хотя бы раз в году вспоминать об этом и каяться за содеянное.
Увы, но это из разряда благих пожеланий, которыми усеяна дорога в ад. Не случайно говорят: чтобы попасть в рай, как правило, устраивают ад на земле. Эти слова можно считать девизом украинского политикума. В чем мы в очередной раз сможем убедиться сразу же после праздника Святой Пасхи. Поэтому не будем строить иллюзий по поводу святости наших отечественных политиков. Слава Богу, что предвидеть все нельзя. В том числе и глупостей политиков. И это помогает жить.
Вот, к примеру, наши политики совершенно по-разному истолковывают решение европейского суда по правам человека по поводу дальнейшей судьбы Юлии Тимошенко. Оппозиция комментирует их как прямое указание руководству Украины выпустить их лидера на свободу. Очевидно, те, кто на свободе, боятся, что в своей среде у них так и не будет единого кандидата на будущих президентских выборах. Но при этом каждый из них мечтает видеть в этом качестве себя, любимого.
В то же время власть не нашла в решениях Европейского суда прямого доказательства в пользу освобождения Тимошенко. Классическая ситуация: любая правда – хорошо, а две – намного лучше. В этом и кроется искусство политики. Поэтому уже сейчас можно утверждать, что европейской правды хватает только на образцы. А у нас все будет так, как выгодно политикам. И с той, и с другой стороны.
Очевидно, как верующий человек, Президент Украины должен будет обратить внимание и отреагировать на обращение к нему глав украинских православных церквей о помиловании Юлии Тимошенко. Учитывая все новые обстоятельства вокруг этой проблемы, можно вполне ожидать реакции на них Президента Украины, которое будет основано на его правде. А правда эта будет исключать малейшую возможность участия Тимошенко на предстоящих президентских выборах. И такая правда устроит не только власть, но и оппозицию. Это и есть главная правда украинской политики.
Больше не хочется писать о политике. Не будем портить пасхальное настроение и сохраним веру в лучшее. Тем более, что впереди нас ждет празднование Великой Победы. Которое, к великому сожалению, не обойдется без политических страстей по поводу разных толкований исторической правды о Великой Отечественной войне. Поговорим об этом через неделю.
А пока с праздником Святой Пасхи!
Христос Воскрес!     
 
Александр Форманчук