Истина бывает в вине собственного приготовления

Истина бывает в вине собственного приготовления

«История – продукт выделения желез миллиона историков» Эти слова известного американского писателя Джона Стейнбека лучше всего воспринимаются в канун очередной годовщины Дня независимости. Есть что-то символическое в том, что главный государственный праздник страны выпадает на мертвый политический сезон. Такие праздники требуют политической тишины. На ее фоне лучше слышны голоса проповедников и историков.

Хотя наша действительность опровергает и эту истину. Ведь история творится на наших глазах и при нашем непосредственном участии. Поэтому говорить о том, что ее пишут победители еще преждевременно. Вероятнее всего она будет написана только тогда, когда умрут все нынешние иллюзии. Очень метко заметил по этому поводу Михаил Жванецкий: кто доживет до того времени, забудет. А кто забудет – не доживет. Вот и ходим по кругу, пережевывая в очередную годовщину независимости одни и те же иллюзии и исторические страхи.

Каждая очередная годовщина рождения украинской государственности все больше убеждает нас в том, что достижение подлинной независимости возможно лишь в идеале. А идеал, как известно, относится к категории вечности. Поэтому и не утихают споры о смысле и целях независимости Украины. До сих пор неясно от кого в первую очередь должна быть независимой современная Украина. Одни фанатично убеждены, что от России. Другие – от Евросоюза и США. Вот уже который год споры на сей счет продолжаются до хрипоты. Но, увы, не до поумнения.

Хотя, казалось бы, что поумнение это лежит на поверхности и до него достаточно притронуться, чтобы избавиться от навязчивых иллюзий. Современная Украина должна стать независимой, прежде всего от собственной глупости и агрессивного невежества политиков всех мастей, порожденных комплексом исторической неполноценности. До тех пор пока это не произойдет, все разговоры о так называемой подлинной независимости Украины останутся на уровне бесплодных дискуссий и жарких споров.

А народу ничего не остается, как с интересом наблюдать, как пишется новейшая история украинской государственности. Ведь он полностью отстранен от процесса государственного строительства. Поэтому не стоит удивляться, что 40 процентов жителей страны по-прежнему втайне мечтают о возврате в СССР. И эти цифры практически не меняются уже на протяжении многих лет. Хотя по большому счету такие общественные настроения в большей степени являются местью отечественным политикам, чем трезвым расчетом на реальное будущее.

Как бы там ни было, но современная Украина продолжает держать исторический экзамен на закрепление собственной государственности, которая должна выражаться, в том числе, и в независимости выбора внешнеполитического курса. А этому, оказывается, надо долго и упорно учиться. А пока каждая очередная годовщина празднования независимости требует от граждан страны не просто уважения к этому главному государственному празднику, но и оставляет нам надежду на достойное будущее Украины.

Все события прошлой недели были настолько невыразительными и привычно банальными, что делать из них аналитический обзор означало бы неуважение к читателю. Ну, скажем, становится уже просто неприличным делать вид, что руководство Украины и Российской Федерации способны в очередной раз достичь «полного взаимопонимания» в урегулировании очередной волны торгово-экономических войн между нашими «независимыми государствами. Сегодня уже обыкновенная домохозяйка понимает, что эти войны стали исторической закономерностью развода этих «братских» народов после распада СССР. Эти закономерности проявляются всё более отчетливо с каждой очередной годовщиной празднования «независимости» друг от друга.

Получается, что узы «братской дружбы» народов Украины и России возможны лишь в условиях совместного проживания в рамках одного единого государства. Как только политики вроде бы по воле своих народов начинают строить отдельные государственные квартиры, братские узы тут же превращаются в путы, избавление от которых является очень болезненным и плохо управляемым процессом. Поэтому стратегия развития современной Российской Федерации в исполнении Владимира Путина предполагает обязательное принуждение руководства «независимой» Украины к совместному проживанию в рамках сначала Таможенного, а затем Евразийского союза. Без этого невозможно сохранить нынешнюю Российскую Федерацию как одного из ключевых мировых игроков. А тем более нарастить эти возможности на перспективу.

Можно не сомневаться, что Владимир Путин и впредь не отступится от принуждения Украины к совместному евразийскому проекту. Пока что с позиций политики «мягкой силы». Как можно не сомневаться и в том, что если такой «мягкой силы» будет недостаточно, то российский Президент не постесняется и применить более «твердую силу». Вплоть до военно-силовых. Хотя еще пару лет назад такая мысль могла показаться дикой. Однако с каждым годом эта «дикость» все глубже проникает в ткани современных международных отношений. Если не забывать, что мир стоит на пороге целой серии больших и малых региональных военных конфликтов, то подобная мысль не покажется такой уж и «дикой». А сегодняшние попытки украинского и российского руководства к взаимному «примирению» на этом фоне выглядят неубедительными. Если не сказать – неуклюжими.

Вместо аналитического обзора событий прошлой недели полезнее вернуться к теме истории. Ведь история для нынешней Украины также является предметом жесткого политического выбора своего места в современном мире. Войны исторической памяти, к сожалению, уже давно превратились в едва ли не главный политический ресурс борьбы за выбор будущего Украины. Эти войны вспыхивают с определённой периодичностью, являя новые оттенки ненависти к страницам прошлого. В этом тоже кроется определённая историческая закономерность. Которая в первую очередь характерна для молодых и не устоявшихся государств. Как метко подметил известный польский афорист Станислав Ежи Лец – у каждого века есть свое средневековье. Как раз именно такой период переживает ныне Украина. Период, когда узники одной эпохи волею исторического случая превратились в сторожей эпохи следующей.Что не остается в средневековье так это стоматология. Красивые зубы это залог уверености и успеха в этом помогут брекеты цена киев.

Крым в войнах исторической памяти занимает в Украине особое место. Многовековые волны массовых переселений сюда, а нередко насильственных выселений отсюда больших и малых народов оставили свой неизгладимый исторический след на каждом квадратном метре древнего полуострова. Здесь причудливым образом переплелись судьбы тех, кто по праву считает Крым своим родным домом. Но при этом никто и никогда не владел полуостровом безраздельно по этническому принципу и бесконтрольно со стороны соседних государств.

Поэтому история Крыма не может быть однолинейной и отражать интересы только одного этнического сообщества. Именно в этой плоскости и лежат истоки крымских войн исторической памяти. С одной стороны они стали возможными в условиях разрастающейся пропасти в отношениях между Украиной и Россией. А с другой стороны такие войны являются закономерным следствием тотального очернительства наработок и наследия советской истории.

В последнее время в этом плане не остались незамеченными два события, связанные с выходом в свет разных по историческому масштабу, но одинаково жестких в оценках некоторых исторических фактов книг. Первая книга подвела итог многолетней работе известного крымского краеведа Владимира Ширшова, который вместе со своей женой Тамарой подготовил к изданию «Книгу памяти Восточного Крыма». Этот труд ценен тем, что авторам-составителям удалось вернуть из исторического забытья имена более чем девяти (!) тысяч жителей Восточного Крыма, разбросанных по разным полям сражений Великой Отечественной войны.

В этом списке есть имена почти трехсот крымских татар. Уже одно это обстоятельство вызывает к авторам-составителям искреннее уважение всего крымского сообщества и бесконечную благодарность родных и близких, считавших ушедших на поля сражений пропавшими без вести. Есть в этих словах что-то пронзительно острое. Острое, как непреходящая боль невосполнимой утраты.

Владимир Федорович Ширшов посвятил этому святому делу большую часть своей сознательной жизни. Отстаивая честь всех, кто воевал с фашизмом. Включая и крымских татар, что не всегда находило понимание определенной части крымчан. Это бескорыстное занятие он посвятил памяти о своем отце, которого тоже долго считали пропавшим без вести. Поэтому у него свои счеты с войной и теми. А особенно с теми, кто пытается выставить военную память в ином свете. Когда воевавшие против немецко-фашистских оккупантов преподносятся как «пособники» сталинского режима, который якобы ничуть не лучше режима нацистского.

Наверное, поэтому Ширшов не удержался от некоторых собственных оценок отдельных нелицеприятных фактов сотрудничества части крымских татар с оккупационным режимом. Тема, как известно, болезненная не только для крымских татар. Тема эта последние годы будоражит общественные настроения в самых разных регионах страны, нередко вызывая открытые противостояния разных политических сил. В силу чего такие темы лучше освещать в контексте других книг и дискуссий историков.

Но случилось так, как случилось, и семейная чета Ширшовых тут же попала под нещадный огонь критики. Хотя критикой это назвать сложно. Складывается впечатление, что центральному и местному меджлисам подвернулся удобный повод для нагнетания напряженности вокруг этой болезненной темы. Иначе чем можно объяснить требование о возбуждении уголовного дела в отношении авторов-составителей по статье за разжигание национальной розни.

Доказать правомерность такого обвинения будет сложно. Если возможно вообще. Поскольку заподозрить Ширшовых в преднамеренном замысле разжечь в Крыму межнациональную рознь не позволяет само содержание «Книги памяти Восточного Крыма». То, что в ней заключено полностью перевешивает любые субъективные оценки Владимира Ширшова так называемого «крымскотатарского вопроса». Так что вероятнее всего мы сталкиваемся совсем с другими мотивами его обвинения в стремлении к «межнациональной розни». Очевидно, это отвечает неким другим стратегическим целям меджлиса.

Об истинном содержании этих стратегических целей в некоторой степени позволяет судить еще один исторический труд, презентация которого состоялась в Симферополе на прошлой неделе. Речь идёт о 4 томах «Истории крымских татар», автором которой является профессор Санкт-Петербургского университета, член Датской Академии наук Валерий Возгрин. Детство автора прошло в Симферополе, что придает особый смысл его мотивации в работе над этой темой.

Пока преждевременно давать какие-либо оценки этому масштабному историческому труду. Все дискуссии по этому поводу еще впереди. В одном, очевидно, прав депутат Верховного Совета АРК Рефат Чубаров, когда в своем выступлении на презентации «Истории крымских татар» сказал, что появление этого исторического труда положит начало качественно новому этапу дискуссии на тему крымской истории. Вероятнее всего так оно и будет И ничего плохого в этом нет.

Как нет ничего плохого и в том, что крымские историки просто обязаны откликнуться на давно назревшую потребность критического переосмысления некоторых неоднозначных по своим историческим последствиям событий прошлого нашего полуострова. Только таким образом можно преодолеть появившуюся в последние годы тенденцию к написанию «собственной истории» Крыма. Такое обособление способно лишь внести дополнительное напряжение в толкование нашего общего исторического наследия и помешать дальнейшей консолидации крымского сообщества.

Сегодня как никогда нужен коллективный и согласованный труд всех историков, занимающихся крымской проблематикой. Только в таком случае можно избежать как ненужной лакировки бурного и противоречивого прошлого Крымского полуострова, так и излишнего выпячивания и героизации «неудобных» страниц крымской истории. Однако без содействия крымского руководства добиться реализации такого подхода к написанию новой редакции крымской истории практически невозможно. Отрадно, что это хорошо понимает Председатель Совета Министров Автономной Республики Крым Анатолий Могилев.

Именно Анатолий Владимирович инициировал проведение на будущей неделе встречи с ведущими крымскими учеными-историками и специалистами в целях определения общих подходов к выработке рабочей концепции по подготовке новой редакции истории Крыма. Это событие может стать отправной точкой действительно качественно новому этапу в развитии крымской исторической науки. Чем больше таких инициатив, тем меньше поводов для начала новых войн исторической памяти. Мы обязательно продолжим разговор на эту общественно значимую тему.

А совет начинающему политику будет на этот раз таким: прощайте ваших врагов, но не забывайте их имена.

 

Александр Форманчук