ЛЮДМИЛА ЛУБИНА: У омбудсмена очень большие полномочия

ЛЮДМИЛА ЛУБИНА: У омбудсмена очень большие полномочия

Крым обзавелся собственным омбудсменом совсем недавно – на эту должность 30 июля была назначена депутат Государственного Совета РК Людмила Лубина. О том, чем занимается уполномоченный по правам человека и как он может помочь крымчанам, Людмила Лубина рассказала в интервью Крымскому информационному агентству.

– Людмила Евгеньевна, чем отличается деятельность омбудсменов в Украине и России?
– Омбудсмен – это новая должность для Крыма. В Украине есть омбудсмен, сильно зависимый от власти при Верховной Раде, имеются его представители в регионах, но они самостоятельно ничего не решают. Эта система была очень похожа на почтамт – документы пересылаются в Киев, а оттуда полномочным органам, способным разрешить заявление гражданина, причем результат никто не контролирует. А региональные омбудсмены субъектов РФ работают на благо жителей, следят за тем, чтобы все те права, которые гарантируются Конституцией, соблюдались.
 
– Каковы ваши полномочия?
– Полномочия омбудсмена очень большие. Омбудсмен имеет контролирующие функции по отношению ко всем органам власти, следит за тем, чтобы права, свободы и законные интересы граждан соблюдались. Я могу запросить необходимые документы, дать заключения, ходатайствовать о наложении дисциплинарных взысканий на руководителей предприятий, учреждений, организаций, который нарушает права человека. Могу самостоятельно предъявлять иски в защиту нетрудоспособных граждан, детей, инвалидов. Когда пройдены все судебные инстанции, омбудсмен имеет право ознакомиться с материалами даже уголовных дел, самостоятельно обжаловать решения, приговоры судов в вышестоящие инстанции. Но применить какие-либо принудительные действия, чтобы заставить соблюдать права человека уполномоченный не может, так как таких полномочий у него нет: поэтому омбудсмен заключает с правоохранительными органами соглашения, они совместно действуют, чтобы добиться торжества законности и справедливости для гражданина. Я уже заключила соглашение с прокуратурой о совместном сотрудничестве.
 
– Есть ли уже обращения крымчан?
– У нас сложный переходный период, и за месяц работы с 30 июля обращений уже сотни. Обращаются по вопросам предоставления гражданства, паспортов. Уже четыре месяца решается вопрос с паспортами, но, тем не менее, продолжают поступать жалобы граждан о бездушном отношении, непонимании. Большие проблемы в Крыму с трудоустройством в переходный период. Не все предприятия перерегистрировались, многие закрылись, не смогли адаптироваться к новым условиям. Не всегда работодатели правильно увольняют людей при ликвидации предприятий, не выплачивают в полном объеме деньги.
 
– Какие объекты может посещать омбудсмен?
– Омбудсмен имеет право посещать все предприятия, организации, в том числе закрытые учреждения, проверять, соблюдаются ли там права человека. Мы уже посещали исправительную колонию №1 в Симферополе, сделаны замечания, которые необходимо будет устранять в ближайшее время. Это связано в основном с медициной. В Крыму проблемы с туберкулезом, а в содержании туберкулезных больных выявлены нарушения. Профилактика идет слабо, рентгеновские аппараты в местах лишения свободы очень старые, им 30 с лишним лет, поэтому врачи ничего не видят на снимках. Украина не вкладывала в такие заведения деньги, не заботилась о лицах, преступивших закон. Я надеюсь, в России будет все по-другому. Будучи еще председателем комиссии Госсовета по взаимодействию с правоохранительными и контролирующими органами, я сталкивалась с обращениями, что заключенные просто голодали. Сейчас этого нет, соблюдается рацион и люди довольны.
 
– Ведете ли вы работу с беженцами?
– С беженцами большие проблемы. Правительство Российской Федерации, понимая сложное положение Крыма в переходный период, массу нерешенных проблем, дало нулевую квоту по размещению у нас лиц, желающих получить временное убежище Поэтому всем лицам, бежавшим из Украины, предоставляется возможность переселиться на материк в Россию. Очень многие относятся с пониманием, а некоторые решили просто пересидеть в Крыму военные действия и претендуют на то, чтобы их кормили за счет средств бюджета Крыма, предоставляли жилье в санаториях.
 
– Обращаются ли к вам инвалиды?
– Конечно. Инвалиды – это особая категория беззащитных граждан, которым надо помогать. Приведу пример. Ко мне обратилась женщина 1930 года рождения, у которой родственники обманным путем забрали квартиру в Симферополе, а ее переселили в Одессу на неблагоустроенную дачу. Ей удалось приехать в Крым, а родственница не пускает ее на порог собственного жилья. Она была вынуждена ночевать в подвалах, пришла к нам за помощью. Омбудсмен взял это дело на контроль. Бабушку пока поместили в больницу для освидетельствования и поддержания здоровья. Буду предъявлять иски, чтобы отстоять ее право на жилье.
 
– Но ведь судебное разбирательство может длиться не один месяц?
– Да, но я не брошу старушку. Есть договоренность в министром социальной политики РК Еленой Романовский, что на период судебного разбирательства женщину приютят в интернате для престарелых.
 
– Как можно связаться с омбудсменом?
– Есть горячая линия (0652) 600-414, телефоны в прямом смысле слова раскалены. У нас офис в центре Симферополя, очень удобный для посещения первый этаж – на Набережной, 28. Всех людей принимаем, никто без помощи и совета не остается. Обращается очень много граждан. У нас отвечают грамотные, квалифицированные юристы. Работают люди, которым не чуждо сострадание, поэтому очень внимательно относятся к каждому обращению. Многие вопросы требуют просто консультации – куда идти, что делать.
 
– Кому подотчетен крымский уполномоченный по правам человека?
– Омбудсмен никому не подотчетен, он действует абсолютно самостоятельно. По законодательству уполномоченный по правам человека в Крыму не имеет прямого подчинения омбудсмену России. Омбудсмен должен только один раз в год выступить на сессии Государственного Совета с докладом о проделанной работе. У меня имеется контакт с уполномоченным по правам человека России Эллой Памфиловой, обращаюсь к ней за советами, консультациями. Мы делаем общее дело – заботимся о людях, восстанавливаем их права.
 
– Как будете налаживать сотрудничество с общественными структурами?
– Очень большой спектр работы я вижу в работе с общественными организациями. Это всегда было необходимо для того, чтобы формировать гражданское общество и собирать неравнодушных, которые будут помогать отстаивать интересы людей. Пока процесс регистрации общественных организаций идет трудно, Есть общественные организации, которые приезжают в Крым работать из Москвы, других субъектов РФ. Некоторые из них выиграли гранды для оказания помощи крымчанам, но я пока не вижу толка в их работе.

Марина Резникова