На ошибках учатся, после ошибок лечатся

На ошибках учатся, после ошибок лечатся

«Войны начинают, когда хотят, но кончают, когда могут». Этот афоризм знаменитого итальянца в сфере государства Николо Макиавелли очень точно отражает температуру событий прошедшей политической недели.

Увы, но они вновь сошлись в международном фокусе отношений между Россией и Украиной. Еще каких-то два-три года назад и в страшном сне нельзя было предвидеть, что эти отношения скатятся до уровня открытого вооруженного конфликта, угрожающего перерасти в полномасштабную войну. Во всяком случае, именно так подает события на Юго-Востоке Украины и по другим направлениям двусторонних украино-российских отношений киевское руководство во главе с только что приступившим к своим обязанностям Президентом Порошенко. А украинские СМИ это активно транслируют на уровень массового сознания как внутри страны, так и далеко за ее пределами.

Одновременно все больше проясняется понимание того, что, чем больше население Украины погружается в страшную атмосферу гражданской войны, тем очевиднее проявляются внешние заказчики этого неблагоприятного сценария. В первую очередь в лице Вашингтона. Именно Вашингтон все более настойчиво подталкивает Украину к исполнению чуть ли не мессианской роли по недопущению возрождения Российской империи. Как раз этого больше всего прочего опасается нынешний хозяин Белого Дома. Совсем недавно Барак Обама буквально излучал уверенность в том, что США являются неоспоримым мировым лидером, чье лидерство нуждается в ежедневном подтверждении. И только якобы Россия в образе неуступчивого Владимира Путина не хочет признавать, казалось бы, этот непреложный факт.

Получается, чтобы устранить этот вопиюще несправедливый факт нужно лишь направить Украину по пути эскалации конфликта с неудобной Россией. Вплоть до полномасштабной войны. И вот этот политический каприз Белого Дома постепенно превращается в навязчивую идею существования Украины как государства. Разумеется, такую идею было бы сложно воплотить без наличия украинского интегрального национализма, все чаще проявляющегося в форме современного неофашизма. Или неонацизма. Это уж как кому больше подходит.

К великому сожалению, американские интересы сегодня полностью совпали с интересами украинских национал-радикалов, объединившихся на основе ненависти к имперской России. И, похоже, что Президент Порошенко будет наиболее последовательным и преданным проводником политики Президента Обамы в использовании Украины на антироссийском фронте. Из всех предыдущих четырех украинских Президентов. Что четко прослеживалось в ходе событий прошедшей политической недели.

Началась неделя с объявления украинской стороной газовой войны стороне российской. При всей очевидной ущербности позиций Украины в газовых отношениях с всемогущим Газпромом Киев проявил, казалось бы, непонятное упрямство и неуступчивость в ценовых вопросах по газу. И это несмотря на катастрофические последствия газовой войны с Россией для украинской экономики и жизненного благополучия населения страны. Не говоря уже о непредсказуемых рисках такого газового поведения для стран Евросоюза.

И все же на поверку такое впечатление оборачивается совсем другой стороной, когда связываешь подобное поведение официального Киева с долгосрочной стратегией Вашингтона на международной арене. Во-первых, не будем забывать, что США кровно заинтересованы в сохранении и укреплении собственный позиций в переработке и поставках сланцевого газа по всему миру. Такая кровная заинтересованность в прямом смысле слова проявляется в кровавых событиях в ставшем известном на весь мир Славянске. Как раз здесь сосредоточены огромные запасы сланцевого газа, которые США в перспективе хотели бы прибрать к своим рукам.

Во-вторых, на прошедшей неделе Петр Порошенко объявил о своем намерении решительно прекратить сотрудничество с Россией в военно-промышленной сфере. Рассредоточенной, как известно, в регионах украинского Юго-Востока. Такое намерение также соответствует стратегическим интересам заокеанских покровителей и полностью вписывается в антироссийские планы нового и до боли знакомого руководства многострадальной страны. В конце концов, и в Вашингтоне, и в Киеве мало озабочены судьбой как минимум 150-ти тысяч рабочих и высококлассных специалистов предприятий военно-промышленного комплекса. А также их семей.

Между тем именно военно-промышленная отрасль украинской экономики обеспечивала стране все годы независимости мировую известность в сфере передовых производственных технологий и способствовала их развитию. Запорожская «Мотор-сич», Днепропетровский «Южмаш» и Харьковский танковый завод имени Малышева принесли Украине поистине мировую славу. Не говоря уже о больших прибылях в государственный бюджет и высоком уровне социальной защищенности трудовых коллективов. Военно-промышленная сфера также поддерживала необходимый баланс межгосударственных стратегических интересов Украины и России. Что всегда было лучшей гарантией безопасности в отношениях двух некогда братских государств.

Стоит ли после этого удивляться тому, что Соединенные Штаты Америки, наконец-то, подобрались к своей заветной цели и получили реальную возможность уничтожить военное украино-российское сотрудничество, а заодно переориентировать украинскую армию на западные военные заказы. Вероятнее всего именно Петру Порошенко Вашингтоном отведена историческая миссия по реализации этой цели. Что, как показывают его первые практические шаги на президентском поприще, Петр Алексеевич намерен делать настойчиво и последовательно. В этом плане не должно быть малейших иллюзий, прежде всего, у тех, кто имеет отношение к политике. Хотя не менее важно понимать это простым людям. Особенно на Юго-Востоке Украины. Что, к сожалению, наблюдается не у всех.

А между тем без глубокого понимания внутренних и внешних взаимосвязей стратегических целей нынешнего руководства США и Украины невозможно представить подлинный смысл так называемого мирного плана для Юго-Востока. На первый взгляд такой план давно ожидаемый и желаемый для абсолютного большинства жителей не только на Юго-Востоке, но и на всей территории разноликой страны. Воевать и в прям никому не хочется. А убивать тем более. Здесь, как говорится, нет места для споров.

Но куда важнее понять другое. Войны действительно начинают, когда хотят, но кончают, когда могут. В этой формуле заложен страшный смысл для нынешней Украины и ее жителей. Большинство из которых так и не почувствовали себя подлинными гражданами современного украинского государства. Разве можно считать себя подлинным гражданином Украины только на том основании, что ты ненавидишь Россию и проклятых «москалей» и готов их убивать без всякой жалости и снисхождения. Именно так сегодня и происходит. О чем без всякого сожаления признал советник Президента Украины Юрий Луценко в своем пятничном выступлении у Савика Шустера. Он с гордостью заявил, что украинские военные, слава Богу, преодолели психологический барьер и безжалостно убивают врагов независимой и соборной Украины.

Украинские националисты давно мечтали о войне против России. И, наконец, второй киевский майдан предоставил им такую реальную возможность. Гражданская война на Юго-Востоке является для них лишь прологом к большой и широкомасштабной войне с ненавистной Россией. Поэтому никто из них на самом деле не заинтересован в прекращении кровавой бойни на Юго-Востоке. А поскольку Пётр Порошенко пришел к своей победе на президентских выборах на мощной националистической войне, то он является заложником такой психологии и неизбежно будет её проводником в своей внутренней и внешней политике.

Так что «мирный план» Президента Украины нельзя воспринимать всерьез с точки зрения реальных политических намерений. Это лишь тактический маневр на пути к дальнейшему втягиванию России в широкомасштабную войну против «миролюбивой и не в чем не повинной» независимой Украины. Войну, подлинным заказчиком которой является лидер «мировой демократии» Соединённые Штаты Америки. Других мотивов в инициативе Порошенко искать не следует. Их просто нет. Не случайно тот же Юрий Луценко назвал инициативу Порошенко предложением мира «с позиций силы». Правда, остается неясно, какую силу имеет нынешнее украинское государство, чтобы «обессилить» Россию.

Поэтому «мирный план» Порошенко фактически носит характер ультиматума ополченцам Юго-Востока: либо они в течение недели добровольно складывают оружие, либо все они будут по истечении этой недели уничтожены. Третьего, как говорили, древние греки – не дано. Так привыкли рассуждать лишь те, кто видит мир в черно-белом варианте и тупо не хочет расцвечивать его другими политическими красками. К примеру, красками мирного поиска компромисса в первую очередь со своими же гражданами, желающими другого устройства украинского государства и ищущими в этом желании гарантий со стороны России.

Таким образом, в Украине на сегодня возможны два варианта развития событий: наихудший и маловероятный. Наихудший связан с неизбежностью широкомасштабной войны с Россией, а маловероятный оставляет слабую надежду на избежание наихудшего. В таком узком коридоре выбора из двух плохих вариантов Россия и вынуждена выстраивать отношения с нынешним украинским руководством. Пока всё это выстраивание сводится лишь к телефонным разговорам Петра Порошенко с Владимиром Путиным. По просьбе украинского Президента. Чего совсем недавно еще не было. Ведь любое окно возможностей лучше, чем его отсутствие. И нужно пытаться использовать его сполна.

В конце концов, Украина больше заинтересована в недопущении широкомасштабной войны со своим северным соседом, чем сам сосед. Такая война неизбежно приведёт Украину к потере собственной государственности. И здесь не помогут ни США, ни Евросоюз. Весь вопрос в том, насколько нынешняя киевская верхушка способна действовать самостоятельно. Пока складывается впечатление, что подобная вероятность равна нулю. И все же объявленное перемирие объективно выгодно и России. Не говоря уже о Юго-Востоке Украины.

Поэтому российский Президент всегда настаивал и будет настаивать на необходимости любого диалога всех противоборствующих сторон. В том числе и в предстоящую неделю так называемого «порошенковского перемирия». О чем Владимир Путин сказал прямо и однозначно. Теперь нужно ждать ответной реакции Петра Порошенко. Пока что в позитив Порошенко можно разве что записать замену по его представлению одиозного националиста Дещицу на посту министра иностранных дел. Прославившего всю Украину своим отборным матом в адрес Президента Российской Федерации во время недавнего шабаша фашиствующих молодчиков у здания российского посольства в Киеве. За что был удостоен бурных оваций в здании Верховной Рады Украины.

Только время покажет, насколько договороспособным окажется новый министр иностранных дел Украины Павел Клинкин. В первую очередь, это будет зависеть от политической воли Президента. Так же как только со временем можно убедиться в способности Украины отгородиться от ненавистной России «непроницаемой» границей. По выражению того же Юрия Луценко так выступают все цивилизованные государства, отгораживаясь от «варварской орды». Разумеется, в его понимании Украина является «цивилизованным государством». Тогда как современная Россия не больше, чем «варварская орда». Вряд ли можно доверять «мирным инициативам» Президента Порошенко, у которого такие советники.

Пока же существует устойчивое впечатление, что недельное перемирие нужно Украине для перегруппировки сил в целях масштабной зачистки Юго-Востока от «российских террористов» и украинских сепаратистов. По-другому в Киеве жителей Юго-Востока называть не приучены. Так же как не приучены там воспринимать Крым российским. Для Киева Крым по-прежнему является «аннексированной и оккупированной» «варварской» Россией территорией. И здесь наплевать, как это толкование воспринимают сами крымчане.

Впрочем, в последнее время по Крыму активно муссируются слухи о том, что якобы к ноябрю месяцу текущего года Крым будет снова в составе Украины. Особенно такие слухи циркулируют в крымскотатарской среде. Что отнюдь не является случайным. Ведь в Киеве продолжают настойчиво позиционировать крымских татар в качестве «пятой колоны» России. К сожалению, не без помощи самих крымских татар. Прежде всего, в лице меджлиса. Разумеется, в связке с народным депутатом Украины Мустафой Джемилевым. Именно Джемилев на прошедшей неделе подписал меморандум с проклятым крымчанами олигархом Коломойским о разностороннем сотрудничестве по предоставлению территории Днепропетровской области в качестве убежища для крымскотатарских экстремистов. Вплоть до формирования из их числа батальона специального назначения «Крым». Какого назначения, нетрудно догадаться.

Последним подтверждением подобной взаимосвязи между официальным Киевом и меджлисом является решение самопровозглашенного в составе Украины представительного органа крымских татар бойкотировать выборы в органы власти Республики Крым всех уровней. Безусловно, что свое благословение на такой бойкот дали также западные покровители меджлиса.

Между тем Республика Крым в эти дни успешно перевалила первые 100 дней жизни в составе Российской Федерации. Эти прожитые дни принесли крымчанам разные настроения. От всеобщего ликования до проявлений раздражения трудностями переходного периода. Однако несмотря на такие перепады, в Крыму по-прежнему доминируют общественные настроения, определившего его дальнейшую историческую судьбу в составе Российской Федерации. Эти настроения, как известно, легли в правовую основу всекрымского референдума от 16 марта. Абсолютное большинство крымчан не изменяет этому выбору и намерено его отстаивать в случае острой необходимости. Именно об этом должны помнить все, кто обещает скорое возвращение Крыма в состав Украины. У крымчан есть сегодня все необходимое, чтобы защитить свой выбор от 16 марта 2014 года. Об этом, кстати, неоднократно говорил исполняющий обязанности Главы Республики Крым Сергей Аксенов.

А нам остается лишь присоединиться к многочисленным поздравлениям в адрес всех крымчан, кто с гордостью носит паспорт гражданина Российской Федерации, а также тех, кто еще ждет получения таких паспортов. Это является лучшим подтверждением закономерности того, что произошло с Крымом. И будет еще происходить долгие годы в пространстве российского государства. Остальным же рано или поздно придется смириться с такой новой для них исторической реальностью. Здесь будет уместным, чем закончилась Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года. Те, кто способен помнить это и остается по-настоящему сильным. Чтобы не лечиться после совершенных ошибок.

 

Александр Форманчук