Несанкционированное творчество симферопольского папы Карло

Несанкционированное творчество симферопольского папы Карло

Вряд ли найдется в нашем городе человек, не обращавший внимание на многочисленные деревянные скульптуры, украшающие скверы, площади и тротуары Симферополя. Мастер резьбы по дереву Игорь Джекноваров стал известен как «симферопольский папа Карло», ежедневно создающий причудливые скульптуры из засохших деревьев. За несколько лет его плодотворной работы улицы пополнились деревянными фигурами, ставшими своеобразной визитной карточкой крымской столицы.

Но вот уже два месяца как стоит вопрос о запрете мастеру создавать свои работы в несанкционированном властями месте. В конце ноября в интернет-изданиях появилась информация о том, что в постоянной комиссии по вопросам культуры, туризма и гармонизации межнациональных отношений городского совета и экспертно-аналитическом совете высказываются против работ Джекноварова. По их мнению, «далеко не всегда работы Игоря Джекноварова вписываются в архитектурный облик города», это «низкий вкус и китч», «многие готовы мириться с мусором в городе, но не готовы мириться с его творчеством» и «его активность превысила уже все допустимые нормы».

В комментарии журналистам ГТРК Крым председатель постоянной комиссии по вопросам культуры, туризма и гармонизации межнациональных отношений Симферопольского горсовета Олег Габриелян сообщил, что решение, где размещать подобные деревянные скульптуры, должны принимать профессионалы, например, градостроители и художественный комитет. «Есть вещи, которые организованы не лучшим образом, и находятся не на том месте. Заметьте, ведь установка любого памятника и постамента в городе обговаривается советом», – высказал свое мнение Олег Габриелян.

Да вот только сам Джекноваров, приступая к очередной работе, и впрямь не считает нужным согласовывать с кем-либо место размещения свой скульптуры. Журналистка Крымского информационного агентства наведалась к скульптору в мастерскую, чтобы выяснить, повлияло ли мнение чиновников на творческий процесс мастера.

КАК СОГЛАСОВЫВАТЬ, ЕСЛИ ДЕРЕВО ЗДЕСЬ ПРОСТО РАСТЕТ?!

Еще издалека ветер доносит запах опилок, и слышны рок-н-рольные мелодии. Место, где Игорь работает, лишь условно можно назвать мастерской. Часть тротуара перед его домом по улице Карла Либкнехта полностью заставлена бревнами, деревянными скульптурами и досками. Последние служат мастеру для топки печи, на которой он готовит. Остальное – это рабочий материал или же готовые изделия. Его рабочее место – стул, покрытый овечьей шкурой, его инструменты – бензопила, стамеска, наждачная бумага и дрель.

Ко вниманию журналистов за эти годы мастер привык. Регулярно читает о себе отзывы в интернете, смотрит видеосюжеты.

– То, что обо мне говорят чиновники и обсуждают в интернете, я считаю, возникло еще и после того, как я отказал в работе одному из местных депутатов. Жалуются на то, что я не согласовываю место с горсоветом? А как его согласовать, если дерево просто растет?! И вообще такие обсуждения являются лучшим показателем того, что моя работа была замечена и дошла до адресата. После этой истории я в отместку пошел на площадь Куйбышева и вырезал там из софоры кораблик, а позже начал делать льва на улице Козлова. К сожалению, сейчас в городе почти не осталось пней для работ. Чем больше штрафов мне выписывают, тем больше я понимаю, что мои работы привлекают внимание. Мои скульптуры – это частица доброты и красоты этого города. Люди смотрят на них и меняются. Дерево возвращает их к корням, – говорит Игорь Джекноваров.

В нескольких штрафах, которые назначались Игорю санэпидемстанцией, значилось: «Виновный в изготовлении деревянных скульптур». Они выписывались за несоблюдение санитарных норм, так как возле дома мастера – груда опилок. По его словам, к вечеру весь мусор он вывозит. Конечно, соседи Игоря недовольны уличной мастерской, но другого места для работы у него нет: в помещении при работе с деревом просто дышать нечем.

– Все эти проблемы моментально растворяются, когда я вижу дерево, образы и инструмент. Я надеюсь, что зрители также будут забывать об этих негативных историях, когда будут видеть мои работы, – рассказывает мастер, вертя и руках небольшую скульптуру лошади и шлифуя ее «наждачкой».

БЕЗ ЧЕРТЕЖЕЙ И ЭСКИЗОВ, ОБРАЗЫ РОЖДАЮТСЯ В ГОЛОВЕ

Первая работа в новом году – это маленький конек-горбунок из дерева акации, а вторая – лошадь. Третью лошадку автор завершает у нас на глазах. В этом году Игорь создаст еще не одну лошадку – символ года. А вообще для скульптора зима – это «мертвый» сезон, основной поток заказов приходится на лето. Минувший год выдался для него плодотворным. Самыми крупными стали деревянные скульптуры для Феодосии. Мэр города попросил изготовить 20 фигур для вокзальной площади, чтобы не спиливать засохшие деревья, а вырезать их них скульптуры.

У мастера нет эскизов и чертежей, все – в голове.

– Посмотрите, в готовых ветках уже есть образ, – показывает Игорь на кусок дерева, слегка напоминающий улитку. – Это будет или зайчик, или улитка, как посмотреть. Образ сам меня находит. Я смотрю на дерево и вижу, что из этого может получиться. Из причудливых веток получаются пираты, птицы, футболист или балерина. Для создания таких изделий важно иметь правильное настроение. Я стараюсь не ругаться, не общаться с алчными людьми, чтобы их энергетикой не заряжаться. Хотя это сложно – держать свое сознание незагаженным негативными мыслями, – признается он.

Игорь Джекноваров – художник от природы, хотя и постоянно тренируется, учится. Говорит, что как мышцы необходимо тренировать, так и пальцы рук, глаз. «Лучше пропустить ежедневную молитву, чем ежедневное рисование». Поэтому мастер работает каждый день без выходных.

Сам Игорь верит в Бога и постоянно молится о здоровье своих детей. Делится, что хотел бы учить детей доброте и красоте, отсутствию страха, что на завтра не хватит на кусок хлеба. Он уверен, что Бог всегда поможет.

СРЕДИ РАБОТ – ПУТИН С ЩУКОЙ И 700 ГНОМОВ

Пока мы беседовали, можно было услышать голоса прохожих: «А вот здесь живет наш местный мастер-скульптор резьбы по дереву», «Смотри, сынок, какие деревянные фигуры забавные», «Здорово, что такие талантливые люди в городе есть». Мы наблюдали, как взгляды прохожих переносились на скульптуры и на минуту замирали, а на их лицах появлялась улыбка.

– Когда я на улице работаю, люди проходят и часто просто большой палец руки поднимают, показывая, что классное ты дело делаешь. Я им очень благодарен за это, у меня сразу появляется прилив энергии, – говорит Игорь о своих поклонниках.

Сейчас почти все работы Джекноварова платные. Иногда для детских садов берет деньги только за материал. А так каждая работа оценивается от 1 тысячи гривен. На изготовление одной фигуры уходит 2-3 дня. С большими фигурами проще – там работает бензопила. А с маленькими повозиться нужно. Знаменитую фигуру девушки-фотографа на перекрестке бульвара Ленина и улицы Павленко мастер сделал на заказ для магазина фототоваров. Сам эскиз нарисовала директор магазина и попросила, чтоб главное юбочка была гофрированная. Но автор сам добавил элементов и сделал ей 7 фотоаппаратов.

– Я вырезал уже 700 гномов и 100 белоснежек. Я влюбляюсь в очень многие работы. Начинаешь полировать и завораживает так, что не можешь оторваться. Среди ярких работ – Владимир Путин со щукой в руках, который сейчас находится в Санкт-Петербурге, Статуя Свободы на улице Гагарина, бог вина Дионис и другие. На сегодня количество работ перевалило за тысячу.

Сейчас Игорь Джекноваров мечтает о новых заказчиках, о ремонте в доме, о хороших инструментах. В работе хочет добиться идеального совершенства в полировке. Говорит, если выпадет снег или будет идти дождь, фигуры также останутся лежать под открытым небом. А он просто будет быстрее работать, чтобы не замерзнуть. Но работать не перестанет при любой погоде: «Когда творчество меня остановит, тогда я прекращу работать».

Анна Ветвицкая

Фото автора