СЕРГЕЙ МАКЕЕВ: Крым сможет прокормить и себя, и Россию

СЕРГЕЙ МАКЕЕВ: Крым сможет прокормить и себя, и Россию

С первых полос украинских СМИ не сходят новости о том, что в крымских магазинах пустые полки, воды нет и урожая не будет. Крымчане научились с иронией относиться к таким новостям, ведь они видят, что продукты никуда не исчезли, наоборот, появились российские торговые марки, что в кране есть вода, а на прилавках – на удивление дешевые крымские фрукты и овощи. О том, какие существуют сложности с доставкой товаров, как наладить логистику российских поставок и как обеспечить Крым продуктами собственного производства в интервью Крымскому информационному агентству рассказал председатель ассоциации «Торговля Крыма» Сергей Макеев.

Сергей Карпович, предполагалось, что украинские торговые сети постепенно уйдут с рынка, а их место займут российские ритейлеры. Почему так не произошло?

– Предполагалось, что у нас будет граница. Де-факто граница есть, де-юре ее нет. Она юридически не оформляется, поэтому есть нестыковки в поставках с Украины: здесь российское законодательство, там украинское. Украина не признает Крым как зарубежье, поэтому поставщики с Украины не получают возмещение 20% НДС. Это повышает стоимость продукции, 20% – это очень большие деньги. Получается, что так мы дотируем бюджет Украины. Другого выхода пока нет, потому что поставки из России дороже, но самое сложное – это логистика. Правительством предпринимаются меры по поставке грузов, так, с 1 июня по направлению Новороссийск – Феодосия пустили весь грузовой транспорт. Работают три парома, но они пока не справляются. Перед погрузкой на паром происходит досмотр каждой машины, а проверить большой поток машин на соответствие товарно-транспортных документов – это трудоемкий процесс. По такой схеме скоропортящиеся продукты поставлять невозможно. Уже несколько случаев было у различных сетевых операторов Крыма, когда продукты или просто гибли, или их не принимали в связи с критичным сроком годности.

Как решить проблему логистики?

– Выход у Крыма есть, буквально на прошлой неделе ассоциация «Торговля Крыма» направила Рустаму Темиргалиеву (уже бывшему первому вице-премьеру Крыма – КИА) письмо о том, как организовать логистику и переход на российские поставки. Это можно сделать с участием железной дороги, потому что в Керчи железнодорожный паром ходит недогруженный. Если мы значительную часть грузоперевозок направим железнодорожным транспортом, это удешевит логистику и позволит более активно поставлять продукцию из России. Сейчас железнодорожный паром в Керчи загружен на 30%, он мог бы работать более интенсивно. При 100% загрузке это было бы экономически выгоднее, тариф был бы значительно ниже. Сейчас над этим работают правительства, обязательно должно быть участие «Российских железных дорог». На этой неделе вопрос должен решиться. Это будет предприятие, созданное в рамках государственно-частного партнерства. С помощью него можно будет решить этот вопрос на дальнюю перспективу. После строительства моста логистика, конечно, упростится.

В крымском ритейле ассортимент был довольно широк. Возможно, остались ниши, которые могут занять российские товары?

– Сейчас два крупных сетевых оператора – «Метро» и «Ашан» – перешли на российские и крымские поставки. Поэтому здесь выгодно развивать крымского сельхозпроизводителя. И потенциал у Крыма таков, что с учетом специальной экономической зоны сюда будут вкладываться инвестиции, Крым будет еще значительную часть России кормить, но это перспектива. А сейчас из России выгодно везти рыбную продукцию, заморозку, потому что Украина в этом направлении слабее. Я думаю, что на перспективу, даже если граница еще долго не будет признаваться, поставки украинских производителей в Крым будут снижены примерно до 20%. Но они будут заходить через российских дистрибьюторов, через восточную границу Украины и вокруг Азовского моря попадать в Крым. Есть достаточно много украинских производителей с хорошим качеством и приемлемыми ценами, поэтому они конкурентны на рынке.

Насколько быстро Крым сможет стать самодостаточным в плане обеспечения продуктами?

– Нужно быстрее принимать нормативную базу по специальной экономической зоне. Тогда будет ясно, кто из инвесторов будет сюда приходить. И все здравомыслящие экономисты и политики говорят о том, что самым выгодным бизнесом в Крыму будет аграрный. Потому что здесь достаточное потребление, есть рынок реализации. Мощности крымского производства я оцениваю в 10% от потенциала. У нас есть целый ряд отраслей, которые получали инвестиции, развивались, но они несоизмеримо малы с теми возможностями, которыми Крым обладает.

Тем не менее, в сельском хозяйстве обеспечение водой остается основной проблемой.

– У Крыма водный потенциал достаточный. Понятно, что рис выращивать нам экономически невыгодно. Даже если будут поставлять воду по Северо-Крымскому каналу, но вода будет стоить денег, может быть, не в 50 раз, но в 5 раз дороже, все равно рентабельность рисового производства будет отсутствовать. Поэтому нужно перепрофилировать эти земли под другое производство. Пора привыкать к экономному потреблению воды, в мире вода – очень дорогостоящий продукт, просто мы об этом никогда не задумывались, вода у нас была даром. На Мертвом море есть крепость Масада, которая строилась 2 тыс. лет назад. Это пустыня, но в крепости есть бани – за счет того, что в сезон дождей через специальные желоба наполняются выбитые в камне цистерны. И в Крыму в районе Большого каньона я видел желоба вдоль склонов, которые накапливали воду для полива. То есть когда люди сталкивались с такими проблемами, они их решали. А сейчас есть технологии, возможности, позволяющие бережно использовать воду. Поэтому с учетом рационального использования и потенциала у Крыма все будет хорошо.

Раньше крымчане могли оплатить покупку пластиковой картой практически в любом магазине, это было очень удобно. Сейчас ведутся ли переговоры с банками об оснащении торговых сетей терминалами?

– Банки всегда боролись за право устанавливать свои терминалы. Сейчас банки, которые вошли на полуостров, борются с проблемами поэтапно. Был резкий переход на рубль, нужно было решить ряд вопросов наличия валюты, размена. Мы уже привыкли к использованию карточек, но их отсутствие у населения – это проблема для самой банковской системы, ведь нужно иметь больше наличности. Сейчас банки начали над этим работать, выпускают карты для пенсионеров и Черноморского флота. Есть предложение со стороны России о создании в Крыму правительственной программы безналичного расчета. Она будет действовать во всех сферах, в том числе обеспечивать коммунальные платежи. Это очень полезная вещь, для статистики в том числе и в целом на перспективу. Это недешево, но быстро окупается, так что правительство в этом заинтересовано.

 

Марина Резникова