ЯНИНА ПАВЛЕНКО: У крымских вин в России большое будущее

ЯНИНА ПАВЛЕНКО: У крымских вин в России большое будущее

Со вступлением Крыма в Россию у бизнеса возникло множество вопросов о том, как работать и развиваться дальше. Есть отрасли, которыми крымчане всегда гордились и судьба которых особенно важна. Одна из них – это крымское виноделие. О том, с какими сложностями столкнутся виноградари и виноделы, как открывать новые рынки и с чего начать на новом этапе, мы пообщались с директором завода шампанских вин «Новый Свет» Яниной Павленко.

Янина Петровна, как виноградарям и виноделам Крыма справиться со сложностями переходного этапа?

– Сейчас самое главное – надо собраться и просто немедленно выработать временные положения на переходный период, потому что возникает очень много сложностей. Переход с одного законодательства на другое – это ряд последовательных действий, начиная с аттестации производства и заканчивая сертификацией продукции. Необходимо соответствовать уже новым стандартам, отличным от украинских, аккредитовать производство, пройти все Росстандарты. Торговая марка – это огромный вопрос. Вопросов сейчас больше, чем ответов, но мы усиленно работаем над изучением российского законодательства и собираемся инициировать некие временные положения, правила. Нужно положить их на бумагу и внести в Государственный Совет РК на голосование. Это ключевая задача. Виноделы должны объединиться, чтобы решать эти проблемы, потому что у всех винодельческих предприятий огромные трудовые коллективы, которые нужно обеспечивать работой и которым нужно стабильно платить заработную плату. Поэтому семимильными темпами двигаемся к цели.

Но ведь «Новый Свет» и раньше экспортировал шампанское в Россию.

– Да, 40% мы экспортировали в Россию. Естественно, у нас вся продукция соответствует требованиям России. Меня больше беспокоит документооборот, который надо будет пройти. По документам мы государственное предприятие, которое подчиняется Министерству аграрной политики Украины. После принятия Государственным Советом Крыма решения о национализации предприятий возникает ряд вопросов. Начиная документами и заканчивая новыми контрактами. Если у нас договор на эксклюзивное право реализации в России с одной компанией, то теперь мы понимаем, что эта ситуация абсурдна по сути. Если мы будем предприятием на территории РФ, то, естественно, мы не будем себя ограничивать эксклюзивным правом одной компании реализовывать «Новый Свет» по огромной территории РФ.

Перспективен ли российский рынок для крымских вин?

– Я глубоко убеждена, что у украинских виноградарей и виноделов большое будущее с Россией. Во-первых, это страна с населением гораздо большим, чем в Украине. И мы не должны забывать, что на самом деле очень мало украинские виноделы вкладывали в маркетинг для продвижения своей продукции в России. Вопрос в том, как адаптироваться в максимально короткие сроки. В ритейле если бутылка с полки пропадает, то потом надо потратить дополнительные средства. Нужно не просто не допустить провала в продажах в России, а надо еще думать, как наращивать объем. Все упирается в то, какими механизмами нормативными руководствоваться при реализации своей продукции. Нужно не потерять те полки, которые мы имеем, и думать над маркетингом, ценовым диапазоном.

Изменится ли цена на крымское шампанское для российских потребителей?

– Ценообразование изменится, поскольку при экспорте и гарантии, и стоимость акцизной марки, и очень много дополнительных затрат на растамаживание. Всех этих затрат уже не будет. Но добавится 13% НДС по российскому законодательству. Я очень надеюсь, что затраты на поставку в Москву будут теперь гораздо ниже, чем сейчас.

Есть мнение, что в России крымским винам будет сложно конкурировать с винами высокого ценового сегмента – итальянскими и французскими.

– В России не Франция и не Италия занимают первое место, а скорее вина Нового Света – Чили, Аргентины. Как раз не за счет своего качества, а за счет низких цен. «Новый Свет» в России стоит 630-650 рублей за бутылку, а это недешевый ценовой сегмент, даже итальянские вина стоят меньше. Тем не менее, за прошлый год, несмотря на то, что это был год очень сложный, 40% шампанского мы реализовали на российском рынке. Если бы не политическая ситуация в Украине, мы бы вышли на 550 тыс. бутылок, как планировали. А реализовали 400 тыс. бутылок.

То есть крымские вина на российском рынке будут конкурентоспособными?

– Безусловно, у меня нет ни тени сомнений на сей счет. В этом не нужно сомневаться. Вспомните 80-е годы до развала Союза, когда именно Крым славился на весь Советский Союз как виноградарский край. Сюда ехали отдохнуть, искупаться в море, подышать свежим воздухом, оздоровиться и попить хорошего качественного вина. Крымские вина безапелляционно в России будут конкурентоспособными.

При этом значительная доля продаж крымских вин приходится на туристический сезон.

– Это действительно правда, «Новый Свет», например, 20% от общего объема реализует за счет сезона в сети фирменных магазинов. Поэтому расширение фирменной розницы даже по Крыму может обеспечить продажи.

Есть опасения, что туристический сезон этого года не будет удачным, что скажется и на виноделии.

– Россияне сейчас будут вкладывать деньги в развитие инфраструктуры, в социальные проекты. Помимо этого, главная цель, которая поставлена Президентом Владимиром Путиным – обеспечить туристов на сезон этого года. Мы очень надеемся, что руководство России действительно заинтересовано в том, чтобы Крым развивался, поэтому будет прикладывать все возможные и невозможные усилия, чтобы в Крым поехали туристы. Поэтому я не думаю, что будет провал в продажах.

Какие существуют в России механизмы господдержки виноделия?

– Мы только начинаем вникать в российское законодательство, поэтому мне сложно об этом судить. Но по тому, что я вижу по своим коллегам, партнерам, как идет развитие в Краснодарском крае, могу сказать, что России есть чем гордиться.

 

Марина Резникова